129. Новозыбков и Клинцы - старообрядческие столицыНесколько часов автобусной дороги, и мы попадаем совсем в иную,
130. деревянную, староверческую и русскую часть Брянщины, промеж Белоруссии и Украины - неожиданный русский остров, начало которому положил Святой Дух.
131. Мы имеем в виду - дух раскола. Историк русской церкви Никольский пишет: "Первая ячейка старообрядческой поповщинской церкви была заложена в 1670-х годах эмиграцией 12 купеческих
132. семейств, выселившихся на Стародубье, а потом и из других городов на Украину. Тогда-то и основали селение Зыбку на зыбком
133. болоте. Автономные стародубские полковники сначала были рады приходу богатых и трудолюбивых людей и охотно их принимали, пока московские власти не стали добираться с карами и в украинские пределы. Тогда богатые старообрядцы стали эмигрировать на
134. недалекий отсюда "польский рубеж", на свободный остров Ветку реки Сож, где в короткое время был организован раскольный центр с населением до 40 тыс. человек, захвативший нити всей торговли
135. Украины и Белоруссии. А зыбковское Стародубье оставалось первой крестьянской колонией святой Ветки. Трудолюбивые старообрядцы развили кустарную промышленность и благоустраивали жизнь. Но чем больше процветала эта русская Америка, тем больше она колола глаза, мешала своей самодержавной Родине...
136. Православные иерархи постоянно жаловались, что старообрядческая пропаганда "отторгает души людей православных", прельщает примером свободной жизни: "И те слободы расселены, как превеликие города,
137. где премногое число из разных городов беглые богатые купцы, называя себя раскольниками, укрываются от положенных на них податей и рекрутских наборов. Православные попы постоянно требуют от царя разорить старообрядцев.
138. И тогда при Анне Иоановне в соседнее государство без всякого предупреждения посылается воинская команда полковника Сытина, который разоряет старообрядческие церкви и монастыри, а 14 тысяч эмигрантов захватывает и переселяет обратно в Россию. I выгонка
139. Но прошло некоторое время, и святая торговая Ветка снова воскресла. И опять на нее полетели жалобы от попов. При Екатерине войска провели вторую и окончательную "выгонку" людей с Ветки. А через некоторое время сама Польша попала под власть царицы. Большая часть ветковцев вернулась снова в Стародубье. Среди
140. девственных лесов возникли торговые слободы, ставшие уездными городами. Вот тогда-то Старообрядческая Зыбка и превратилась
141. в Новозыбково - центр древлеотеческой старой веры, местом пребывания "беглого попа" Патрикея - первого из череды раскольничьих митрополитов Новозыбковских...
142. К сожалению, самодержавная власть не могла примириться до конца с церковными диссидентами, пусть они были самыми нравственными, трудолюбивыми и полезными людьми в державе. Два с лишним века существования Новозыбкова наполнено беспрерывной борьбой власти за души раскольников, за перевод их сначала в лоно официального
143. православия, а потом - в государственный атеизм. И, к сожалению, добились немалых успехов в этом гнусном деле.
144. Но в Новозыбкове сохранились еще христиане - и официальной, и раскольничьей веры. Этот храм в зеленом палисаде - московской патриархии. Он теперь не борется с соседями-раскольниками, а живет в братской взаимопомощи. Ведь анафема против раскольников,
145. как предателей дела Христова - сняты. Молодой словоохотливый батюшка, прерывая свое хозяйственное совещание с ремонтными рабочими, легко вступает в разговор с приезжими москвичами, радуясь и случаю свою эрудицию показать, и поучительствовать. И на вопросы о старообрядцах отвечает.
146. У старообрядцев остались в городе две деревянные церкви. Одна из них, старая, Николаевская, построенная еще в 1782 году при
147. Екатерине, ныне закрыта, вроде бы, под склад.
148. Но мощь этой постройки и веры, ее воздвигшей, не может оставить равнодушной. Ведь это - творение не гигантского государства, а
149. свободного русского человека против государства! И неужели, видя и зная такой опыт наших предков, можно сомневаться в возможности нашего свободного будущего?
150. Ныне действующая Старо-Преображенская церковь построена в 1911 году и содержится в таком порядке, что кажется и сейчас совершенно новой, с иголочки. Строгий старик-служитель едва допустил нас во
151. двор осматривать и фотографировать памятник архитектуры, а заодно - и неправославный вид церковного двора - не пустая зеленая лужайка, а засажен полезными овощами. Мне симпатичен буржуазный
152. характер этой древлеотеческой веры. Даже ее строгость, нежелание зря трепаться с неверующими о святых предметах, мне понятны.
153. Как понятна была вера лютеран нашему Тютчеву.
154.Я лютеран люблю богослуженье,/Обряд их строгий, важный и простой
Сих голых стен, сей храмины пустой /Понятно мне высокое ученье...
155. Но почему тогда не замечается никакого влияния раскольников на творчество Тютчева и Толстого, выросших совсем рядом, по соседству. На их убеждения? Странно...
Так любить русских людей, желать им свободы и счастья - и так не видеть реальной самостоятельности этих людей, когда она появляется в жизни своей, раскольничьей волей. Граф Алексей видит идеал только в киевских богатырях, время которых давно прошло, а камергер Тютчев лепит идеальный образ народа из покорного общинного мужика.
156.Эти бедные селенья, /Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья, /Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит /Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит /В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной, /Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный /Исходил, благословляя.
157. А если не срабатывает эта гипотеза, появляется еще более гордая тютчевская уверенность в величии и своеобычии русского народа:
158. Умом Россию не понять, /Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать, /В Россию можно только верить.
159. И как импонирует русским эта гордость, эта особость и отличие от Европы - ведь если мы так недоступны ничьему разумению и пониманию, то именно нам, России, предстоит господствовать над буржуазным, расчетным Западом, в какой бы яме сегодня мы сами не находились...
160. г. Клинцы - 1707 год основания - второй по численности и промышленности город Брянской области, основан костромским крестьянином Василием Афанасьевичем Клинцовым - старовером. Жаль, что
161. город не озаботился до сих пор поставить памятник своему основателю. Уже в позапрошлом веке переселенцы с Ветки завели здесь суконные мануфактуры, ремесленные мастерские, потом первую
162. ткацкую фабрику... Своим противникам староверы с достоинством отвечали: "Держащиеся сами старой веры живут гораздо богатее держащихся (покорно) веры новой (синодальной), а это показывает, что Бог благословляет не новую, а старую веру".
163. К концу прошлого века в Клинцах - "Манчестере Черниговской губернии" - насчитывалось несколько десятков крупных предприятий, главным образом, текстильных... Но вся эта промышленная мощь не могла держаться только на фундаменте свободной веры.
168. И понятно, что Черниговский "Манчестер" одновременно стал и крупным центром раскольничьего просвещения, центром печатания
165. дониконианских служебных книг. А когда староверов в очередной раз настигал вал правительственных идеологических запретов, свободное их печатание временно преобразовывалось в полулегальное. Вненачальственная жизнь продолжалась.
166. Этот деревянный старинный собор - Троицкая ц. 1787г. раскольников, так похожий на новозыбковскую громаду,- был уничтожен совсем недавно,- два года назад. Сгорел от неосторожного пользования электросваркой. Когда мы спрашивали, а кто ответил за это необыкновенное преступление, нам полулыбались: наверное, бригадир ремонтников получил выговор... А я бы его посадил - ибо такое варварство равносильно убийству душ множества наших предков...
167. Теперь старообрядческая церковь в Клинцах ютится в небольшом деревянном здании (может, часовне), на кладбище... Мы поговорили
168. немного с сегодняшней общественной хранительницей церкви, ее бухгалтером. Она экономист по профессии и к отеческой церкви вернулась только к старости, вырастив детей. Она убеждена - приходит время, и каждый возвращается к вере отцов. И чем раньше это с ним случится - тем лучше. В тяжелые же годы, как в прошедшую войну, такие обращения случались перед смертным боем с множеством
169. людей. И не показалась нам в устах этой женщины вера ее суровой и трудной. Скорее мягкой и светлой...
170. Церковь официального православия в Клинцах расположилась недавно в красиво отремонтированной часовне под древнерусский
171. стиль. Как будто православие возвращается к своим новгородским корням, чтобы порадовать сына брянской, черниговской земли Алексея Константиновича Толстого. Он мечтал, чтобы его сказочный
172. путешественник во времени, Поток-богатырь, проснувшись в очередной раз, оказался не в холопской Москве и не в нигилистическом Петербурге, где бесноватая молодежь требует столь же полного поклонения перед народом, как и перед царем,
173. а в прежнем Киеве-Новграде - с вече и мудрым князем.
174. Клинцы не были замечены Толстым. Он не видел, что именно в них могла проснуться его любимая свободная Русь. Да и в истории получилось иное. В Великую революцию Клинцы не смогли удержать своей веры и порядков от революционеров, своих же земляков Дыбенко, Литвинова, Щорса. Kакой же выход для всех нас вместе и каждого в отдельности? Только вперед, к самостоятельной вере, к новым расколам и вечевым порядкам.
175. А.К. Толстой.Двух станов не боец, но только гость случайный
За правду я бы рад поднять мой добрый меч.
Но спор с обоими - досель мой жребий тайный,
И к клятве не один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б пристал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!
176. Брянские поэтические окрестности
177. г. Почеп - резиденция РазумовскихНебольшой районный центр Почеп известен еще с домонгольских времен.
178. С 16 века стал крепостью на реке Судость и сыграл важную роль и в войну 1610 года, и в войну Петра со шведами, которым преградил путь на Москву. Но главные свои старинные постройки Почеп
179. приобрел в 18-м веке, когда стал резиденцией последнего гетмана Украины Кирилла Григорьевича Разумовского. Здесь жил он на широкую
180. ногу. Обслуживало его 261 человек и ежедневно к столу подавали быка, 10 баранов, 100 кур и пр. Великолепный гетманский дворец
181. разрушен в войну, но зато выстроенная местным архитектором Яновским
182. по проекту Деламота - Воскресенская церковь и более поздняя
183. Ильинская церковь с достаточной полнотой характеризует тот мир
184. высокого искусства и гордости, который воспитывал внука гетмана Алешу Толстого.
185-187. ...
188. Усадьба графа А.К.Толстого в Красном Роге
189. От великолепной усадьбы Разумовского-Толстого в Красном Роге, от охотничьего замка по проекту Растрелли сегодня остался только
190. этот рядовой флигель в доме отдыха. Здесь и хранится память об Алексее Константиновиче. Друзья и современники графа наперебой
191. восхищались его духовной красотой и скромностью, уверяя, как кн. Мещерский: "Подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого сердца, такого вечно присущего человеку высокого нравственного идеала я в жизни ни у кого не видел".
192. Крестьяне же вспоминали необыкновенную физическую силу: кочергу вязал в узел, подковы гнул, перебрасывал через этот флигель двухпудовую гирю. ...Он был одновременно героем и царского двора, и простонародья...
193. Наследник богатых имений от деда и дяди, он не был рожден строгим управителем, и всю жизнь страдал от этого. Поздно женившись,
194. он не был особенно счастлив со своей премудрой Софьей Андреевной,
194а. - но жизненные сложности не придавили, а только огранили его чистый и честный талант.
195. Похоронен Толстой в церковной ограде деревенской церкви Красного Рога, в каменном склепе часовни. На надгробье надпись,
196. сделанная Софьей Андреевной. Рядом ее могила и могилы других родственников. И мы рады, что они в порядке. Другое дело - усадьба.
197. Страшное предсказание о разорении дорогих сердцу мест начало осуществляться еще до революции небрежением близких людей...
198. В наше время толстовскую память берегут, наследие его изучают. Жаль только, что мало и не все печатают.
199. Овстуг - родина Ф.И.Тютчева.Мемориальный музей Тютчева в парке на берегу Десны занимает бывшую сельскую школу, выстроенную дочерью поэта с отцовским участием. Дом освящен присутствием поэта, и потому мы с легким сердцем отдались обаянию сохранившихся старых вещей и развешенных по стенам тютчевских строк.
200. Родина Федора Ивановича расположена западнее Брянска, на пути в Белоруссию. Древние легендарные времена... И сегодня ученые
201. то открывают здесь фундаменты древнерусского города Вщиж, то раскапывают еще языческое славянское святилище, то курганы...Но у Тютчева редкие встречи с памятью родной земли вызывали не гордость и радость, а обостренное чувство грусти, мысли о смерти и тщете человеческих дел и истории.
202.От жизни той, что бушевала здесь, /От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь...
203.Да два-три дуба выросли на них, /Раскинувшись и широко, и смело.
Красуются, шумят,- и нет им дела,/Чей прах, чью память роют корни их.
204. Природа знать не знает о былом./ Ей чужды наши призрачные годы
И перед ней мы смутно сознаем /Себя самих - лишь грезою природы.
205. Поочередно всех своих детей, /Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей /Всепоглощающей и миротворной бездной.
206. В свое первое возвращение в Овстуг после 20-летней отлучки, неохотно принимая родовое имение, он писал жене в Мюнхен:
207. "Я пишу тебе в кабинете отца - в той самой комнате, где он скончался. Рядом его спальня, в которую он уже больше не войдет. Позади меня стоит угловой диван: на него он лег, чтобы больше не встать. Стены увешены старыми, с детства знакомыми портретами - они гораздо меньше состарились, нежели я. Перед глазами у меня старая реликвия - дом, в котором мы некогда жили и от которого остался лишь остов, благоговейно сохраненный отцом для того, чтобы со временем по возвращению моем на родину, я мог бы найти хоть малый след, малый обломок нашей былой жизни. И правда,
208. в первые мгновения по приезде мне очень ярко вспомнился и как бы открылся зачарованный мир детства, так давно распавшийся и сгинувший. Словом, я испытал в течение нескольких мгновений то, что тысячи мне подобных испытывали при таких же обстоятельствах. Но ты сама понимаешь, что обаяние не замедлило исчезнуть и
209. волнение быстро потонуло в чувстве полнейшей и окончательной скуки... К счастью, мне подали твое письмо..."
Сейчас установился хороший обычай - ежегодно, в первую неделю июня, в Овстуг - к дому и к памятнику поэта приезжают
210. почитатели и устраивают тютчевские чтения Поразительно, как много людей живут им сейчас и как его ценили раньше.
211.Жуковский видел в нем человека необыкновенно гениального и... простодушного: "Он мне по сердцу"
211а. Тургенев писал,что он проник во все глубины современных вопросов истории. А Пушкин, первый раз увидев Тютчевские стихи, носился в восторге с ними целую неделю.
212. Тютчев удивлял и будет удивлять еще нас и наших детей. Истинный европеец - он был вдохновителем славянофильского вождя Ивана Аксакова, своего зятя. Певец русского царства, он был одним из самых точных прорицателей его гибели. В преддверии освобождения крестьян, в 1857г., он пишет графине Блудовой: "Раньше или позже, но неминуемо - мы должны будем пережить страшный кризис... Главный вопрос: стоит ли верховная власть выше своих подданных? Только намеренно закрывая глаза на очевидность, дорогая графиня, можно не замечать того, что власть в России сейчас исходит не от Бога, не от живого непреложного закона, а от материальной силы самой власти... и на деле безбожна..., а ее законы есть не что иное, как скрытый произвол.
213. И мне кажется неизбежным, что истинное значение задуманной реформы (отмена крепостничества) сведется к тому, что казенный произвол, в действительности более деспотический, ...заменит собой произвол (помещиков) отвратительный, но гораздо более простодушный и, может, менее растлевающий... Вот почему, графиня, слово ваших крестьян есть, может быть, последний крик всей исторической России: 'мы не хотим быть казенными' Никто лучше меня не сознает того, что мы все же пройдем через эту фазу..., чтобы понести все наказания, столь нами заслуженные..."
214. Сколь емки эти мысли: и о безнадежности начала российских преобразований, раз сама власть не чувствует на себе божественного или исторического мандата, и о безнадежности освобождения крестьян от частного крепостничества, раз ему грозит более суровое крепостничество - казенное. Он предвидел неизбежность нашего века - и 17 года, и 30-года...
215.И cчастлив тот, кто посетил сей мир /В его минуты роковые -
Его призвали всеблагие, /Как собеседника на пир;
Он их высоких зрелищ зритель, /Он в их совет допущен был,
И заживо, как небожитель, /Из чаши их бессмертье пил!"
216. Свенский монастырь. 1288г.
217. Свою поездку мы заканчивали в брянском пригороде, в его Свенском монастыре. После татарского разорения и умаления Киева и Чернигова, затерянный в лесах Брянск стал главным городом Северщины, куда перебрались черниговские князья. В 1288г. князь Роман Михайлович устроил на реке Свини монастырь в честь своего излечения от слепоты. Потом он стал филиалом Киево-Печерской святыни, принимая щедрые дары и помощь от многих именитых людей, князей Трубецких, Воротынских, Мстиславских...
218. Его первые каменные церкви строились Иваном Грозным, укреплял стены, бывал Петр I. Рядом с монастырем проходили многолюдные Свенские ярмарки,
219. связывая воедино труды и потребности трех восточных славянских народов - воочию и неприметно для славянофилов - воплощая
220. их идеалы о славянском единстве.
221. Архитектура монастыря - полурусская, полуукраинская - зримо говорит о русско-украинском единстве. Нет, скорее говорила - до 30-х
222. годов, когда монастырь не только был закрыт, но и разорен, включая замечательный собор, построенный Растрелли. А протекшая страшная
223. война только усугубила и закончила начатые разрушения.Взамен собора теперь только заросший холм развалин.
224. Зато сейчас уже многие годы Брянск трудно восстанавливает свой
225. монастырь, понимая, что в нем - его главная память и красота.
226. Уже стоит стена со Сретенской (1629г.) надвратной церковью
227. украинского вида - и одноглавая Спас-Преображенская ц. (1742г.) русского вида.
228. Глядя на крепкие стены монастыря трех славянских народов, как не вспомнить еще один тютчевский поэтический образ - и одновременно дипломатическое пророчество:
"Славянам"
229. Они кричат, они грозятся: /"Вот к стенке мы славян прижмем!
Ну, как бы им не оборваться /В задорном натиске своем!"
Да; стенка есть - стена большая,- /И вас не трудно к ней прижать,
Да польза-то для них какая? /Вот, вот что трудно угадать.
230.Ужасно та стена упруга, /Хоть и гранитная скала, -
Шестую часть земного круга /Она давно уж обошла...
Ее не раз уж штурмовали - /Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали /С разбитым лбом богатыри...
231.Стоит она, как и стояла, /Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала, /Но... каждый камень в ней живой.
232.Так пусть же бешеным напором /Теснят вас немцы и прижмут
K ее бойницам и затворам,- /Посмотрим, что они возьмут!
233. Как не бесись вражда слепая, /Как ни грози вам буйство их,
Не выдаст вас стена родная, /Не оттолкнет она своих.
234. Она расступится пред вами /И как живой для вас оплот,
235.Меж вами станет и врагами, /И к ним поближе подойдет.
236. г.Брянск (Дебрянск)До революции он был только уездным городом Орловской губернии.
237. Ныне это крупный промышленный областной центр в полмиллиона
238. жителей, с вузами, театрами, музеями. Здесь собирается опыт земли, и память звучит стихами:
239. Порой среди забот и жизненного шума
Внезапно набежит мучительная дума
И гонит образ твой из горестной души,
240. Но только лишь один останусь я в тиши
И суетного дня минует гул тревожный,
Смиряется во мне волненье жизни ложной,
Душа, как озеро, прозрачна и сквозна,
И взор я погрузить в нее могу до дна;
241. Спокойной мыслию, ничем невозмутимой,
Твой отражаю лик, желанный и любимый,
И ясно вижу глубь, где, как блестящий клад,
Любви моей к тебе сокровища лежат.
242. Брянск весь лежит на зеленых гривах-холмах, спускающихся к Десне и притоку ее Болве. Между ними протекают ручьи, вскрывающие залежи фосфоритов и железной руды - а рядом брянские леса и древесный уголь, потому издавна и возникли
243. железоделательные мастерские... (центр железоделания)...
244. Покровская гора - на ней с 1626 года стоит Покровский собор, а неподалеку сейчас сооружается памятник брянскому тысячелетию.
245. В сильно перестроенном и пристроенном виде Покровский собор все же дает нам возможность вспомнить основателя брянского княжества Романа Михайловича, переведшего из Чернигова сюда и свой
246. стол, и епископскую кафедру, и всю жизнь бившегося с татарами, а больше с литовцами и смоленскими соседями за независимость. Обычная история усобиц, кончившаяся присоединением к Москве.
247.Вот бреду я вдоль большой дороги / В тихом свете гаснущего дня,
248. Тяжело мне, замирают ноги.. .Друг мой милый, видишь ли меня?
249.Все темней, темнее над землею -/Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,/Ангел мой, ты видишь ли меня?
250.Завтра день молитвы и печали, /
Завтра память рокового дня...
251. Ангел мой, где б души ни витали,/Ангел мой, ты видишь ли меня?
252. Прощаясь с Брянском, уместно подвести итог: Старообрядческие храмы в Брянске Его два староверческих храма еще раз подводят нас к тому, что мы поняли: древняя украино-белорусская
253. земля стала великорусской благодаря первой староверческой колонизации. Здесь, у Стародубья, нынешней Брянщине, и возник остров новой духовно-независимой и промышленной России.
254. Незамеченный великими поэтами, он на деле подхватил рост изначальной вечевой и духовной свободы этой земли, воспеваемой Толстым, и мог бы рассеять тревогу и предчувствия Тютчева.
255. И пусть рост раскольничьего инакомыслия в России прерывался войнами-революциями, мы имеем право надеяться и пользоваться
256. ее опытом.
Конец (кадр солдата с личной пушкой в Новозыбково)