1-2. На это лето у нас было намечено путешествие по Черноземью России, южней Москвы, часто проезжаемые, но до сих пор еще не увиденные нами места. Дети поначалу отнеслись к этому не заинтересованно. И потому мы очень обрадовались уже Лешиному предложению пойти на каникулы в поход через Тулу и Калугу.
3. Ведь в последние два века не русский Север, не Сибирь даже, а именно Черноземный центр, бывшие ничейные земли, отнятые у степняков, многовековыми войнами воспитали главный тип русских людей - крепостных мужиков, на труде которых расцвела культура дворян-интеллигентов, великая русская литература XIX века.
4.-5.
6. Часть 1 "Тула"Ранним утром 23 марта в путешествие отправились пятеро школьников и трое взрослых. В электричке спалось славно, а в походе мы собирались ночевать в гостиницах, хотя на всякий случай взяли с собой все необходимое для ночевки в лесу, на снегу.
7. Переезжаем заснеженную Оку, самую первую на столетия границу Московской Руси - со Степью, Рязанью, Литвой.
8. Минуем Серпухов, поставленный свыше 600 лет назад московскими государями и православной церковью - творцами будущей мировой сверхдержавы, начавшейся вот с этих рубежей. Место ему было определено на самом боевом и трудном - крымском направлении. Его первый удельный князь Владимир Андреевич Серпуховский стал
9. героем Куликовской битвы, с которой, говорят, все и началось. Что все? - Да перелом в войне со Степью и начало превращения ее в Южную Россию. И одной из первых отвоеванных у Степи провинцией стала Тульщина.
10. Миша: И вот самой первой электричкой мы прибыли в город Тулу. И сразу пошли на вокзал сдавать свои вещи в камеру хранения, а оттуда троллейбусом в городской центр. Кроме взрослых с нами были две девчонки - Маша и Аня.
11. И трое ребят: Сеня и мы с Алешкой. Я - между ними в центре. Мы стоим на остановке и ждем автобуса на Ясную Поляну, а сзади нас виден главный собор Тульского кремля - Успенский. Но в Кремль мы пошли только после обеда.
12. Он, конечно, не такой большой, как в Москве, но по-своему очень красивый. Его построили еще в 1514-21 годах при отце Ивана Грозного, и с тех пор только ремонтировался.
13. А это - основные ворота, называются Одоевские. Отсюда шла одна из главных тульских дорог на старинный город Одоев, где нам в этот раз пришлось ночевать. Через эти ворота в Кремль входят все экскурсии. Нам же об истории Тулы, Кремля и этого
14. собора рассказывала тетя Лиля. Оказывается, Тула так же стара, как и Москва, но при татарах ее постоянно разоряли, и потому она терялась между Литвой и Рязанью. А главным ее собором был Архангельский.
15. Его уже давно нет. Взамен его - Успенский, тоже старый. Но потом Московская Русь все крепла и росла, а татары в Степи все слабели. И вот москвичи перенесли границу с Оки на здешнюю Упу и засечную линию новую построили, а пограничной крепостью взамен Серпухова - Тулу. И никто с тех пор не мог ее ни взять, ни разрушить. И немцы
16. в последнюю войну тоже не могли, и потому теперь Тула считается городом-героем.
17. Успенский собор XVIII в.
ц.Благовещенья. 1692г.
18. Сейчас тульский Кремль наполовину закрыт - занят заводом. Старые заводы еще тянутся за забором - вплоть до реки Упы.
19. Тетя Лиля говорила, что на этой реке был построен самый первый русский завод (еще до Петра I) и, конечно, он был оружейным. Потому что ружья - самые нужные для русских тогда и потом вещи.
20. И потом еще. По дороге на Ясную Поляну мы проезжали Косую гору и металлургический комбинат на ней, где делают железо со времен первых тульских оружейников и кузнецов, со времен Ивана Грозного.
21. А потом, после нашествия поляков, какой-то иностранец устроил железоделательную мануфактуру. Но его обогнал русский кузнец Демидов, запрудивший Упу и заставивший ее воду делать ружья. От Демидова и
22. пошли знаменитые тульские заводы, тульские ружья и мастера вроде
23. Левши. На демидовском заводе учился кузничному делу, как простой рабочий, Петр I. И в прошлом веке тульские рабочие поставили ему этот памятник, как своему царю-товарищу.
24. А этот памятник другому знаменному туляку - Мосину, создавшему трехлинейную винтовку, которой русские воевали полвека - и в японскую войну, и в революцию, и с немцами.
25. Мы еще долго ходили по городу и все смотрели. Побывали в музее обороны у Кремля и в краеведческом музее рядом с главной площадью. Жаль, что музей оружия закрыт - переезжает.
26. Устали от ходьбы и экскурсий доотвалу. Купили еще продуктов и отправились на вокзал - брать рюкзаки и думать о гостиницах. Но спальных мест в Туле не оказалось, и потому мы уехали к ночи на юг, в город Одоев.
27. Лиля: Конечно, наше знакомство с Тулой было очень поверхностным. Будь мы с Витей одни, побегали б интенсивней. Но перегружать детей всякими сведениями в первой день весенних каникул?...
28. Пусть походят, вздыхая весенний воздух, под синим небом, под ледовыми сосульками и ярким мартовским солнцем? Что увидят,
29. то станет их богатством.
30.-31. Моей основной целью был показ детям исторической и литературной Тулы, первой из областных столиц Черноземного Центра, который мы задумали осмотреть с детьми за это лето. Эта земля - родила и воспитала Пушкина и Лермонтова, Тургенева и Толстого, Достоевского и Лескова, и множество иных наших национальных учителей, известных нам лишь по их книгам. Какая же она сейчас и на деле...
32. Вернувшись в середину дня в Тулу из Ясной Поляны, мы от автовокзала к центру двинулись пешком, чтобы не спеша пройтись по главной
33. улице... Ее старые здания помнят выросших здесь Толстого, Глеба Успенского, Вересаева. Здесь они жили, учились, общались с людьми. Но я больше рассчитываю на молчаливый аромат старых зданий...
34. Но получилось иное: мемориальные здания на нынешней ул. Ленина мы проскочили по соседней, очень милой, провинциальной улице, почти деревенской. Ни памятных досок, ни памятников не увидели.
35. А к тому вот памятнику Толстому не захотели подойти ближе.
36. Странно, даже чуть фальшиво выглядит великий русский вероучитель в городском месиве бетонных зданий и автомобилей. Наверное, мы были не правы. Просто, часа еще не прошло, как общались с духом Толстого в его Ясной Поляне... А памятник, если присмотреться, и не плох - и по мысли, и по исполнению...
37. И еще один литературный памятник, обязательный для каждого русского города. Поставлен еще в конце прошлого века, хотя, кажется, Пушкин и не бывал в Туле. Теперь он - памятник не только Пушкину, но и более позднему времени, когда Россия осознала, что именно Пушкин был и навсегда останется самым близким и родным для русских людей поэтом... И снова мы стоим молча - но тут я просто надеюсь на работу памяти детей - ведь они уже слышали стихи Пушкина.
38. Но вот в просвете домов боковых улиц мы увидели шпиль Петропавловской церкви и радостно и внепланово потянулись к ней. Дети - первые. Хорошо!
39. Только время рождения этой высокой церкви-красавицы на тульском кладбище мы знаем - 30-40-е годы прошлого века, эпоха Пушкина и Гоголя.
40. Огромные размеры, форма - ротондой, классический, какой-то западный вид ее вызывает у меня воспоминания то ли о львовском соборе святого Юра, то ли о смоленском Успенском соборе...
41. В общем, западное влияние в николаевское время. Собор действует до сих пор.
42. Он живет и поет во славу воскресения всех душ.
43. Потом мы уходим в сияющий мартовский день прямо к Упе по старой улице, о деревенской тишине и уюте которых проникновенно писал выросший здесь Вересаев, сын ссыльного польского врача и дочери московского купца. Но так жили здесь не только
44. обыватели, но и мелкие дворяне, священники, служащие - будущая советская интеллигенция, властители умов 20-го века...
45. Старые дома с повседневными заботами о воде, о дровах и печке, о
46. чистоте дорожек, об огороде. Для наших же детей расчистка дороги у своего дома - лишь исчезающая этнографическая деталь.
47. Ежедневный незаметный труд, необходимый для счастья как воздух -
48. как войдет он в жизнь наших детей и внуков?
49. Наконец, доходим до центра, до Кремля и музеев, где дети все же получают свою порцию полезной информации о прошлом.
50. Но кто бы мне рассказал, почему и каким образом Тула и все Черноземье определили нашу судьбу, судьбу России.
51. Конечно, и православные церкви, и оружейные заводы, деревянные улочки в городе-герое, и парадные редкие дворцы, высокие идеалы писателей и бедность обычной земной жизни - только наводят на ответы, но не дают их.
52. Поставить хотя бы вопросы, чтобы дети смогли найти во время ответы и выжить.
53. Тулу мы покидаем, уставшие от большого насыщенного дня, но ничего не осознавшие... одна надежда на догадливое будущее...
54. Маша С: Ясная Поляна Главной целью нашего первого экскурсионного дня была поездка в Ясную Поляну, один из самых знаменитых и посещаемых музеев в нашей стране. Из Москвы мы выехали в 5 утра, а уже
55. в 11-м часу утра стояли у касс яснополянской усадьбы. Пока тетя Лиля покупала билеты и ждала очереди подсоединения к плановым
56. группам, наши четвероклассники носились по насту Большого пруда напротив старого дома князя Болконского - деда Толстого и основателя яснополянской усадьбы.
57. Но вот пришел наш черед, и по большой аллее нас повели к главному дому, где жил Толстой. Сама экскурсия по дому была небольшой, минут на 20. Нас провели по множеству комнат самого разного названия и назначения. Но полы в доме - обычные доски, и мебель - скромная. Зато много книг и хороших картин.
58. Ведь Лев Николаевич очень не любил роскоши. И все же это настоящая графская усадьба. Особенно красива парадная гостиная для обедов большой семьи и приема гостей.
59. А здесь была святая святых - рабочий кабинет Льва Николаевича. Над столом лишь полка с энциклопедией Брокгауза-Ефрона и Евангелие. А сзади виден старинный диван у стенки, на котором родился сам Лев Николаевич, его братья и дети, и на котором отдыхал он сам.
60. Экскурсовод почти ничего не говорила про то, о чем писал и учил Толстой, только упомянула, что среди читаемых книг Толстого были марксистские и даже какие-то статьи Ленина. Но вот мой папа ценит Толстого гораздо больше иных писателей именно за религиозно-нравственное вероучение. Он и сам старается следовать главным толстовским заветам и принципам.
61. Папа говорил, что Толстой, конечно, великий писатель, но еще больше - он вероучитель, на собственном примере показавший возможность самосовершенствования, избавления от собственных недостатков, пример влияния любовью на окружающих. Папа говорит, что это очень трудно, и ему самому не всегда удается удерживаться на позиции кротости и любви, но пример Льва Николаевича ему всегда помогает в стремлении к добру.
62. Распрощавшись с экскурсоводом, мы уже сами ходили к могиле Толстого. Это простой холмик, уложенный дерном под охраной одного уважения и
63. любви. А вокруг лес и благоговейная тишина!
64. Лиля: Мне с ребятами попался другой, менее интересный экскурсовод, чем у Маши с Витей и Володей. Но не беда. Дети видели дом сами, вошли в его атмосферу уважения и любви к людям. Ею проникнуты каждый уголок всей огромной усадьбы, оставшейся почти
65. в первозданном виде. Сохраняется все, вплоть до деревянной риги или кучерской - потому что и в них работал Толстой. Почти до конца жизни, прожив далеко
66. за наш пенсионный возраст и своим писательским и учительским трудом создав громадное богатство не для семьи только, но и для всех людей, он не считал себя вправе отдыхать. И потому занимался крестьянским трудом, стараясь хотя бы частично жить за счет своего труда.
67. Даже яснополянскую школу, выстроенную уже при советской власти, мы без колебаний зачислили в толстовские экспонаты - ведь сколько сил затратил Толстой на обучение грамоте деревенских ребятишек, и вообще - на просвещение страны...
68. Бесспорно, Толстой - вершина русского духа, а Ясная Поляна - одно из самых известных миру мест в России. Но было ли наше посещение - овладением, восхождением на эту духовную вершину?
69. Конечно, нет! Мы как будто с самолета посмотрели на нее и показали детям: вот oна. Смотрите, куда будете карабкаться всю жизнь, если, конечно, в жизненной суете из вида не выпустите и с истинного пути не собьетесь.
70.Алеша: Поход в Одоев и Анастасово В районный город Одоев мы приехали в 9 часов вечера, когд а уже ничего не было видно и сильно
71. подмораживало, так что ночевать на улице никому не хотелось. Но и из наших надежд на районную гостиницу ничего не вышло - она была закрыта на ремонт.
72. Сначала нам посоветовали обратиться на консервный завод, который свои здания устроил вокруг прежнего собора на главной площади Одоева. Но завод и общежитие его до нового сбора фруктов не работают, и заводской сторож насоветовал искать приюта в
73. этой одоевской школе-интернате. Там нас встретила уборщица тетя Шура и отдала под спанье целый класс. А утром с нами долго разговаривал и показывал школьный музей директор Павел Иванович. Он в этой школе работает уже 43 года, сразу после изгнания немцев, и все-все знает. Построили ее очень давно, 150 лет назад один одоевский купец в память о дочери для обучения девочек, а потом в ней
74. стали обучать всех одоевских ребят, в том числе и Героев Сов. Союза.
74а. Павел Иванович насоветовал нам пойти мимо Дома пионеров, в еще одной бывшей церкви - на городище древнего Одоева, где на берегу реки
75. Упы стоит памятник 600-летию Одоева в виде высокого шпиля-стелы
76. в окружении земляных валов. Мы доходим до ступеней памятника и осматриваем приречные дали.
77.Лиля:Одоев был основан князем Романом еще при татарах. Он был внуком знаменитого черниговского князя Михаила, замученного в Орде. Был тогда он столицей Одоевского княжества, а князья его стали называться не Черниговскими, а Одоевскими, ведя свою родословную от Рюрика. 14-й и часть 15-го века он был под властью Литвы, и в 1380 году, когда Дмитрий Донской сражался с Мамаем на Куликовском поле, здесь, в Одоеве, стояли враждебные литовские войска, которые на помощь татарам все же не поспешили.
78. Но потом младшие Одоевские свергли своего дядю Федора, и вместе с городом передались московскому государю Ивану III, а через некоторое время тот просто записал за собой Одоев, упразднив это княжество. Но крепостью против степняков и крымцев Одоев оставался очень долго, вплоть до 18-го века.
79. Князья же Одоевские стали ближними боярами и управителями московских царей, а два его последних и самых знаменитых представителя служили уже больше не царю, а обществу, России. Князь Александр Иванович Одоевский был поэтом и декабристом, а еще более знаменитый писатель князь Владимир Федорович Одоевский, известный всем детям по "Музыкальной табакерке", был устроителем научных и благотворительных обществ в России и с гордостью принимал звание московского обывателя.
80. АлешаОт беседки, устроенной взамен боевой башни, мы долго высматриваем путь на другую сторону Упы к старинному собору в деревне Анастасово. Наконец, решились идти напрямки по весеннему льду
81. и насту.
82. Благополучно перейдя реку, пошли прямо на церковь, как в настоящем
83. походе, но без рюкзаков. Наст был так крепок, что почти не проваливался под нами, и мы быстро приближались к своей цели.
84. Лиля: Церковь в Анастасово относят к редкому типу церквей-крепостей. Конечно, галерея-гульбище не редкость вокруг храма, но
85. таких крепких, как боевые стены, встречать не приходилось, если не считать, конечно, оборонных храмов в Белоруссии и Литве.
86. Храм был собором женского монастыря и строился в эпоху еще не угасшего здесь влияния Литвы и Польши после смуты 1612 годa. Случались и набеги крымских
87 татар... Только 18-й век сделал ненужными укрепления на этой земле, а крепости-церкви превратились в крепости монашеского целомудрия.
88. С разваленной скирды смотрим на Одоев за рекой. Словоохотливая школьная уборщица рассказала нам, что из Анастасовского монастыря
89. в Одоев когда-то был сделан подземный ход - то ли велениями любвеобильной Екатерины, то ли желанием одоевских молодцов. Обычный бродячий
90. сюжет во всех городах и странах о запертых девицах и подземных ходах.
91. Храм долго реставрировали, а в колокольне до сих пор хлам от жилого обитания реставраторов. Общее впечатление - брошенной и замусоренной стройки.
92. Жительница Анастасова, пришедшая взглянуть, кто это лазит по их многострадальной бывшей церкви, слезно жалуется уже не на 30-е годы, когда ее закрывали, а иконы сжигали, и не на 50-е годы, когда в церкви держали склад, птичник и еще что-то (все же здание в порядке держали), а на реставраторов, которые последние фрески посбивали в поисках древних рисунков, все старинные полы сняли и доски за водку продали, а полезной работы от них - кот наплакал. Деньги с мира собирали, дармоедов кормили, а церкви нет, еще хуже стала...
93. Уже не раз мы слышим такие жалобы на реставраторов, когда они работают по собственным планам - без народного гласного контроля реставрация оборачивается произволом, а то и прямым кощунством и разорением.
94. Уверена: до храмов должны касаться лишь заинтересованные, лучше, верующие люди... И тогда они будут в порядке, как этот
95. единственный действующий сейчас в Одоеве православным храм. Рядом с ним - автостанция, откуда мы и уехали в два часа дня в город на Оке - Белев.
96. Аня: Город Белев Автобус перевез нас по мосту через Оку и высадил на пригорке в начале города.
97. Пока папа возвращался бегом на мост, чтобы снять городскую панораму, я стерегла его рюкзак, а остальные пошли в музей.
98. Мы их быстро догнали. Там мы узнали, что Белев очень старый город на засечной черте, чуть моложе Москвы, и даже был столицей особого Белевского княжества и подчинялся Литве, когда та была очень большой и сильной, занимала всю Украину, Белоруссию и Зап. Россию.
99. Потом, когда Московский царь покорил и татар, и литовцев, Белев стал просто уездным, но очень торговым (и потому набожным) городом, потому что по реке Оке с хлебного юга к Москве везли на лодках хлеб. Торговали еще мясом, салом и маслом. И еще здесь было много церквей и училищ, которые устраивали белевские купцы.
100. До революции в Белеве было 4 училища и 16 церквей. Многие из них сохранились и сейчас.
101. Но самое интересное - это художественная часть белевского музея, устроенная парижской художницей Надеждой Леже!
102. Лиля: Надежда была дочерью белорусского рабочего Ходасевича, а в Белеве провела свои детские и гимназические годы. Вернувшись в Белоруссию, стала ученицей Малевича, а во Франции - женой знаменитого художника, и сама - известной художницей и членом Французской компартии. Но и
103. Родины своей она не забывала. Не забывала тихого маленького Белева. Задаривала картинами. Москве она дарила подлинники, а городу своего
104. детства - копии. Но копии, почти неотличимые от подлинников. Так что любителям шедевров не нужно стоять в очередях при редких привозах мировых знаменитостей, а просто ехать в Белев, в его бесплатный народный музей. Какой огромный подарок белевцам: взрослым и школьникам!
105. А с другой, Надеждиной стороны - какое счастье иметь возможность сделать такой подарок! И какой силой наградила природа эту женщину, что она смогла не только завоевать место под солнцем в нелегком свободном мире, но и донести плоды своих трудов - до страны своего детства.
106. После музея мы идем пешком полтора км по главной улице вдоль Оки к ж.д.вокзалу. Смотрим город, а заодно Витя пытается усмотреть казармы,
107. где 25 лет назад он проходил месячные военные сборы и принимал присягу. Я же вспоминаю опять недосказанное и недоговоренное про российские
108. духовные вершины. Невелик город Белев, но и он славен литературными
109. именами. Бюст Василия Андреевича Жуковского перед белевской школой и две мемориальные комнаты в музее напоминают, что в деревне Мишенская в 5 км отсюда родился наш знаменитый романтик, друг и предшественник Пушкина.
110. Здесь была его малая родина. А чуть подальше, в Долбино - родовое имение внучатых племянников Жуковского, братьев Ивана и Петра Кириевских. Первый - философ, второй - собиратель русских народных песен... Дети видят экспонаты, наскоро читают надписи, и я надеюсь, что в их памяти еще очнутся эти славные имена.
111. Вечерним поездом мы уехали в Козельск Калужской области, попрощавшись с Тульской. Поверхностным было наше знакомство с ее тремя старинными городами и
112. двумя деревнями, с ее стариной и новью. На иное при такой краткости мы и не могли рассчитывать. Но если для нас такое знакомство может оказаться и последним,
113. то для детей, надеюсь, оно окажется только плодотворной разведкой, залогом будущего глубокого знания тульской родины.