В. и Л. Сокирко

Том 15. Южная Россия. 1985г.

"Калуга"

Используйте клавиши Ctrl + для того что бы увеличить изображение и Ctrl - для того что бы уменьшить.

114. ч. II. Калужская земля

115. Алеша: Город КозельскВ Козельск мы приехали поездом на закате солнца, с перепачканными в мазуте об мои обмазученные сапоги рюкзаками.

116. До гостиницы в старинном доме мы добрались не сразу. Нo оказалось, что в ней совсем нет свободных мест. Пришлось нам снова проситься на

117. ночлег в школу-интернат здесь на центральной площади.

118. Весь следующий и еще один день мы были в Козельске и в Оптиной Пустыне рядом, за рекой Жиздрой - и ждали папу, уехавшего на один день в Москву. Но городок был маленький, и смотреть в нем почти нечего.

119. Это самая высокая и красивая Никольская церковь. Она построена в 1740 году.

120. Городской музей очень маленький и дорогой по билетам. Он считается филиалом Калужского музея, и тот обдирает его как липку: и деньги за билеты, и лучшие находки себе забирает.

121. И все же во дворе козельского музея еще остался каменный славянский крест времен героической двухмесячной обороны Козельска от татар.

122. А рядом - на пустыре стоит сильно побитое здание самой старой Воскресенской церкви. После войны ее пытались довзорвать наши, но не удалось, и потому сейчас ее законсервировали, как будущий памятник героическому русскому прошлому.

123. Козельск маленький город, а раньше был еще меньше и весь умещался здесь, на холме между большой рекой Жиздрой и впадающей в нее речкой Дугурусной, а кругом были болота, так что дорога, идущая вдоль Жиздры из русских лесов в южные степи никак не могла миновать Козельск, особенно в весеннюю распутицу. Поэтому-то татары так долго здесь осаждали маленький Козельск и едва его одолели.

124-125. Ночевать второй раз в школе мы не остались, ушли на снежную ночевку в монастырский бор на другой стороне Жиздры в километре

126. от знаменитого монастыря Оптина Пустынь.

127. Ночевка на снегуПоздним вечером фотографировать нельзя, поэтому о нашем снежном лагере придется рассказывать на утренних слайдах.

128. Прежде, чей ставить палатки, мы фанерками разгребли снег, натаскали

129. сухих сосновых сучьев, порубили их на дрова и разожгли костер для тепла, чая и походной пищи.

130. А под палатки мы уложили еловый лапник, а потом привязали их к деревьям. Спали по 4 человека в палатке, мерзли только те, кто спал с края - дядя Володя Г., мама, я и Машка.

131. Утро было солнечным и тихим, но мы не залеживались, встали рано.

132. Умылись снеговой водой, расширили костровую яму, еще натаскали

133. дров для большого огня.

134. Плотно позавтракали, а потом еще два часа играли в войну, пока дядя Володя и Маша рисовали, а папа бегал фотографировать

135. Оптин монастырь.

136-138. Маша C.: Оптина Пустынь и Скит

139. После моста через Жиздру дорога быстро приводит к знаменитому монастырю, ныне превращенному в совхозные мастерские и городские училища. Сегодняшний вид монастыря - еще сильно разоренный, но видно,

140. что восстановление уже начинается.

141. Нас же интересовало больше - сохранившееся и красивое.

142. История говорит, что монастырь под Козельском возник очень давно, еще в XV веке на месте жительства раскаявшегося разбойника Опты, ставшего в конце концов мудрым монахом.

143. Но потом монастырь обеднел и был почти заброшен, пока не поселились в нем мудрые старцы, ученики отшельников с Афона и

144. молдавского Паисия. Они умели понимать людей и их заботы, могли разъяснить смысл жизни... В 1821 году старец Макарий устроил на монастырской пасеке скит, т.е. жилища отшельников вокруг деревянной Иоанн-Предтеченской церкви, и развел кругом цветы.

145. Потом, правда, монастырь разбогател и не только сам расстроился, но и Скит окружил каменной оградой с башней, как колокольня.

146. В огромном библиотечном корпусе ныне размещено козельское училище вот этих будущих поварих.

147. Лиля:Сюда-то, к Макарию и другим старцам и приходили-приезжали люди, жаждавшие духовного просвещения. Не только простые, но и образованные люди, вроде историка Погодина и критика Шевырева.

148. Я рассказывала детям, что здесь часто бывал Николай Васильевич Гоголь, а старец Макарий стал его духовным наставником:

"С тяжелым сердцем, неспокойным приезжал сюда Николай Васильевич, недовольный своими художественными произведениями. Уж очень ответственно он относился к своему писательскому назначению.

149 Писатель -учитель жизни - так он ощущал. В эти годы он пришел к выводу, что жизнь может быть избавлена от пороков, если каждый будет стремиться к хорошему, а такой настрой могут дать только размышления о Боге. Потому и сошелся он с отшельниками Оптиной

150. пустыни. К сожалению, немногие из его старых друзей и читателей согласились с его новыми воззрениями, однако, спустя годы, на это же путь становились и другие великие русские писатели.

Введенский собор 1750 г.

151. Маша: В 1878 г. после смерти сына сюда приезжает Ф.М.Достоевский и поселяется в этом доме, где сегодня устроен его музей, а в нем сохранена прежняя обстановка. В последнем его романе "Братья Карамазовы"

152. описан старец Зосима. В реальной жизни он звался Амвросием и был учеником старца Макария. Амвросий был очень образованным и проницательным человеком, с первого взгляда мог распознать человека, его нужду и дать практический совет. В скиту Оптиной Пустыни Достоевский не только восстановил свои душевные силы после потери сына, но и смог найти светлых людей, чистота и кротость которых противостоят жадным и необузданным людям, которые сами себя не понимают и губят.

153. Он был великим писателем, видел остро и глубоко, переживал сильно, хотел, чтобы светлое в каждой душе побеждало плохое. Он верил, что в силах каждого избавиться от зла, если верить и исполнять заповеди и помогать друг другу.

154. На стене Иоанн-Предтеченской церкви висит мемориальная доска, что в Оптикой Пустыми часто бывал и великий русский мудрец - Лев Николаевич Толстой. Гостевал он и у своей сестры Марии Николаевны, когда она стала монахиней и настоятельницей в соседнем Шамординовом женском монастыре, или на беседах у "старцев".

155. Здесь Толстой написал много своих работ, в той числе и столь любимого моим папой "Отца Сергия". Был он здесь и незадолго до смерти, когда в 1910 году после ухода из Ясной Поляны заезжал к сестре.

156. Толстому было стыдно жить графом в Ясной Поляне, и что дети у него выросли барчуками и живут за счет простых людей. Сурово он осудил и последних оптинских монахов за то, что они сытно живут чужим трудом. Мы знаем, что в революцию большинство наших людей соглашались с такой суровой и односторонней оценкой, закрывали монастыри и даже ломали церкви.

157. Но сейчас мы стали рассудительнее и знаем, что труд монаха и учителя, духовного наставника тоже нелегок, а очень нужен множеству людей. (Труд писателя Толстого и поучения старцев).

158. Витя: Дорога на КалугуСемидесяти-км дорогу Козельск -Калуга я проделал за эти сутки трижды, чтобы в понедельник оказаться в Москве на пару часов. Конечно, самые яркие воспоминания у меня остались от первого ночного хода, а вот слайды - только от третьей, автобусной поездки уже с детьми. И все равно эти места остались малоосвоенными.

159. До церкви Преображения в Нижних Прысках в бывшей усадьбе декабриста и петрашевца я вчера доехал последим козельским автобусом.

160. А уж дальше шел пешком большей частью вместе с подвыпившим Виктором Ивановичем, рабочим из Козельска. Ох, и наслушался я, наговорился, пока в какой-то деревне перед Каменкой он не отстал от меня - все же дошел до дома своей полюбовницы. Он, правда, сильно сомневался, что она его примет, не завернет назад 15 км топать...

161. До районного Перемышля 20 км меня подбросила единственная на всем пути сжалившаяся надо мной попутная легковушка - очень боятся калужские автовладельцы любой пьяной руки, подозревая в ночном пешеходе только пьяницу или грабителя... С тоской я вспоминал тогда Север, Сибирь, Азию с их, еще не изжитыми, традициями гостеприимства и помощи. И тут же себя ругал: сам ведь такой же, ци-ви-ли-зованный! Ведь ясно, кажется, что трудно идти одинокому человеку в глухую полночь пустынной дорогой...

162. Сам Перемышль - интересный, древний, известный со времен Дмитрия Донского, город, но мы в нем не останавливались. Только издали посмотрели на церковь Сошествия Св.Духа, а вот, чтобы увидеть древний Успенский собор в парке над Жиздрой - нет, побоялись пропустить свой автобус. Ладно, оставим его смотреть детям на будущее...

163. До ц.Рождества в Ромоданове я шел ночью пешком и ехал на такси. А сейчас смотрел просто из окна автобуса. Жаль, что не остановились и не зашли лично в родовую вотчину грозного князя Ромодановского - начальника сыска и палача Петра I. Впрочем, о палачестве как-то

164. не думается здесь, при виде на прекрасную Калугу, которой восхищалось так много людей. А Гоголь даже сравнивал этот вид с панорамой Константинополя...

165.Миша: Самое интересное в Калуге - это дом, в котором жил Константин Эдуардович Циолковский. С посещения этого музея мы и начали свою экскурсию по Калуге в последний походный день.

166. Его дом кажется простым, но внутри его много комнат, хотя и меньше, чем в Ясной Поляне. Особенно интересно на втором этаже, где расположены кабинет и мастерская со множеством всяких инструментов и станков, приборов и книг, которые он сам издавал, когда хотел.

167. Циолковский всю жизнь работал обычным учителем физики, а мы сейчас вот проходим мимо здания средней школы, в которой он преподавал,

168. а в свободное время досуга философствовал в своем доме, строил металлические дирижабли и занимался множеством наук, в том числе

169. основами космонавтики, заложил в нее первый научный камень, и потому на памятнике внизу высечено его лицо, а на самой стеле - голова первого космонавта Гагарина в космосе.

170. Сюда часто приезжают экскурсии, и даже космонавты, и никто не удивляется славе старого калужского учителя.

171. Циолковский похоронен в небольшом сквере на улице Королева, неподалеку

172. от того места, где когда-то проездами проживал Гоголь, а чуть

173. дальше сейчас выстроен большой музей советской космонавтики, но мы туда почему-то не пошли.

174. Аня: От музея и памятника Циолковскому мы пошли по улицам Королева, Пушкина, Баженова к центру, к площади Ленина, большой и пустынной.

175. А по дороге смотрели на старинные дома и церкви, мама пыталась что-то

176. найти по карте и объяснить, но нам больше хотелось сесть в автобус и поехать на московский вокзал. Потому слышали мы не все...

177. Оказывается, при Дмитрии Донском река Ока и ее приток Угра были здесь границей с Литвой-Польшей, а город Калугу построили, как укрепленную погранзаставу. Но потом, когда Россия всех победила и передвинула границу за Кавказ и Карпаты, Калуга из крепости стала просто

178. богатым городом на пути в Киев. Здесь жил царский наместник, губернатор, а сейчас - областное руководство.

179. Мы увидели самый старый дом в Калуге, еще времен царя Алексея Михайловича -

180. палаты Коробовых

181. и более простой, потому что более поздний, но тоже красивый дом 18-го

182. века... В таких домах жили в городе знатные люди, аристократы.

183. Ц.Св.Георгия, что за верхом - 1701 г.

184. Пройдя через Березуйский овраг по старинному огромному мосту, построенному из камня при царице Екатерине, мы дошли до краеведческого

185. музея, тоже в очень красивом старинном доме. К сожалению, в музей нас не пустили, хотя было еще полчаса до закрытия, так что мы увидели

186. только снаружи старинное крыльцо и дворик с каменной мостовой.

187. Но делать было нечего, и мы пошли дальше, мимо огромных старых зданий, которые назывались "Присутственные места" для всяких служащих, вроде Хлестакова и Чичикова. Потом прошли к скверу у высоченного

188. Троицкого собора, где покатались на качелях-каруселях и поехали домой.

189. Лиля: После холодной ночевки я считала необходимым сегодня же вернуться домой, чтобы не заболеть тем, кто мерз в палатке. Потому так коротко и скомкано

190. прошлись мы по "милой", как именуют ее путеводители, Калуге.

191. Лишь на редких окраинах старинной приокской части видны новостройки. В главном же старая Калуга сохранилась, осталась сама собой, и

192. потому ее так любят. За сильный, без примесей, аромат старого, гоголевского, николаевского времени.

193-194. Мы уезжаем на вокзал, проходя мимо богатых дворов и церквей типичной русский провинции черноземного Юга...

195. Впрочем, почему же типичной? - Калуга строго индивидуальна и имеет свое, отличное от Смоленска или Тулы лицо. Хотя Тула и совсем рядом,

196. но - иная. Тульская и калужская дороги-направления расходятся из Москвы не более, чем на 30 градусов, а какое различие характеров

197. этих земель и их жителей! Хозяйственных, богатых, себе на уме калужан и чуть бесшабашных туляков-оружейников, вроде знаменитого и даже надоевшего, но все же неизбежного Левши.

198. И неужели причина этих не всегда видных, но существенных различий - в разности направлений дорог, лучей московской звезды: на юго-запад, к хохлам в Киев, - у Калуги? и на юг, к татарам в Крым и степь - у Тулы?

199. Наверное, так, но не только. Думается, что наши ожидания правильны, и черноземный Центр России - это не одна унылая и одинаковая серость, а огромное культурное разнообразие, смоделировавшее и вобравшее в себя все богатство культур окружающих нас

200. народов. И познание этого богатства может и должно длиться

201. бесконечно.

Конец 1 и 2 частей