В. и Л. Сокирко

Том 15. Южная Россия. 1985г.

"Курско-белгородская земля"

(Белгород)

Используйте клавиши Ctrl + для того что бы увеличить изображение и Ctrl - для того что бы уменьшить.

1-2. "Русское Черноземье"-1985". Части VIII-IX. "Курск-Белгород"

3. В курско-белгородскую землю мы приехали с Украины, по пути посмотрели Полтаву, и потому нам легко было принять утверждение, что эта земля является синтезом, особой русско-украинской страной.

4. У нас не было сил на многое, и потому получился маршрут на 4 дня: - в 1 день - Полтава, во 2-й - Белгородщина до Суджи, - в 3-й - Суджа с Курском, в 4-й - Марьино и Рыльск. И сейчас мы

5. покажем вам слайды страны, характер которой лучше всего определить словом "Однодворцы".

6. "Эта земля, называемая в древности Посеймье, раскинулась в верховьях тихих и поэтичных Сейма, Псела, Воркслы, которые берут свое начало на западе Среднерусской возвышенности, а кончают свое течение в Днепре на Украине" (Из путеводителя "По зап.землям курским и белгородским" 1976г.).

7. По ту и другую сторону нынешних, довольно условных границ России и Украины звучит и русская, и украинская речь. Мы видим то украинские хаты, то русские избы, рубленные из дерева, но по украинскому обычаю снаружи побеленные, как где-нибудь на Полтавщине или Черкасщине... Да раньше и границы были иными"...

8. А.Я.Ефименко "История украинского народа" 1906г.

"Во времена польского владычества Украинская Северщина... была покрыта сетью боярских гнезд... Древние боярские роды разростались, случалось, не только в десятки, но и сотни семей... Это северское боярство

9. одно может с известным правом вести свою генеалогию от настоящего русского земледельца эпохи удельной Руси, уберегая свою землю и себя от притязаний государства тем, что сохранило в своих руках оружие благодаря порубежному положению своего края.

Воспользовавшись правами, дарованными Люблинской унией служилому сословию, боярство образовало ту "лыковую шляхту", которая ходила за плугом с саблей, подвязанной мочалой, чувствуя себя и "на огороде равной воеводе".

10. А вот отзыв словаря Брокгауза и Ефрона,1903г.:"Разряд однодворцев образовался из служилых людей, детей боярских, казаков, стрельцов, рейтаров, солдат, копейщиков, пушкарей... засейных сторожей, селившихся в XVI-XVII вв.. на границах московского государства для защиты от ногайских и крымских татар. Bзамен денежного

11. довольства им давали поместья - землю для прокормления. Поэтому служилые люди украинских годов были и воинами, и земледельцами. Крепостных не было, потому поместья их были невелики и каждый селился на своей земле одним двором. Служилый человек часто получал землю (дачу) в двух местах - под городом и в уезде, в отъезде.

11а. Наибольше число однодворцев, сохранивших четвертное землевладение, находится в Курской губернии, в 1880г. их было там 612 тыс. душ, т.е. около трети всего сельского населения области. На двор они держат по 12 десятин собственной, удобной земли, и в подавляющем большинстве обрабатывают ее сами... Однодворцы ценят свою землю и не склонны к отказу от нее в пользу общинного землевладения.

12. В.Т.Нарежный "Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова" 1814г. "Родина моя в селе Фалалеевке, что в Курской губернии, она славна

13. своим хлебородием и наполняет житницы Петербурга и Москвы, но странный в ней недостаток, буде так сказать можно, есть тот, что там столько князей, сколько в Шотландии графов. Одно другого стоит.

13а. Там, как я слыхивал, граф-отец, вставая с войлочной постели, говорит сыну: "Что, граф, чисты ли мои сапоги?" - "Как же, ваше сиятельство, вот у меня еще и руки в ваксе"...

14. А графиня-мать, чистя на поварне кастрюлю, говорит своей дочери: "Что, графиня, доила ли ты корову?" - "Как же, ваше сиятельство - у меня еще и теперь ноги в навозе и шишка на лбу - так проклятая лягается". Наши русские князья сто раз умнее. Они занимаются

14а. хлебопашеством, хозяйством, пашут, жнут, продают хлеб и живут мирно и братски с крестьянами, своими и чужими, и только в большие праздники, собравшись в шинки, объявляют о княжестве своем, если бы какой грубиян не устрашился нанести кому-либо удар, что не редко и случалось... Из таковых князей был почтенный родитель мой, князь Симон Гаврилович Чистяков..."

15. Мои собственные украинские, курские корни - тоже из этой русско-украинской земли. Мама выросла на Сейме в украинском селе, а бабушка Полина Михайловна Шевцова пришла из соседней курской деревни, считалась богатой невестой и в приданое принесла десятину личной земли. Значит, была из рода однодворцев...

16. Но давно разорваны наши личные связи с землей Посеймья, зато часто наезжаем с детьми к родственникам отца в центральной Украине. Вот и в это лето. После похода, Кавказа и моря, заехали на Украину,

17. повидаться и оставить на месяц детей.Купались в любви и улыбках, в разговорах-общении и поучаствовали

18. немного в их хозяйстве, в перестройке коровника. Но за неделю до

19. выхода на работу в Москве - таки оторвались, уехали...

20. Весь день колесили автобусом по Черкасской и Полтавской областям, по пути великого переселения украинцев на восток и настраивали себя на встречу с "русскими украинцами", потомками переселенцев.

21. И все вспоминали своих шевченковских родных (из бывшего крепостного села). Как не похожи они на мамину родню. Нет в них той путивльской, курской гордости, которой отличались однодворцы... Нет, там совсем иные люди...

22. Полтава, как преддверие РоссииАк. Лихачев считает, что нет чисто русской или чисто украинской культур, существует лишь их синтез. Как понять этот тезис?

23. Как украинцы становились русскими - легко видеть. В Российский котел легко затягивало поле великой культуры и (мощь государства).Но был ли обратный процесс? Мы предполагаем, что был.

24. И наиболее рельефно это видно в курско-белгородской земле.В чем коренное различие русского и украинского характера?

25. - Оно было заложено в период образования этих наций: русские приняли татарское самодержавие, а украинцы вошли в состав анархической Литвы. Свободолюбивый и гордый старо-украинский характер лучше сохранился в пограничных русско-украинских землях,

26. в том числе и в Полтавской губернии. Для нас Полтавщина связана с именами автора "Энеиды" Котляревского, автора романа о похождениях

27. князя Чистякова - Василия Трофимовича Нарежного - запрещенного цензурой в 1814 году.

28. В Полтаве же жил Бунин и обрел покой Короленко. Полтава

29. Приехали мы очень поздно, под закат солнца и получили на память только эти темные кадры о небольшом старинном и даже уютном в

30. центре городе. По уже темной улице, на пределе света для фотоаппарата, подходим к дому-музею Короленко, где прожил он последние годы, и откуда понесли его к могиле в соседний сквер.

31. Медная табличка у двери, старинными буквами начертано:

"В.Г.Короленко, приемные часы"... Он был доступен всем полтавчанам, особенно в последние годы, годы окаянной гражданской войны.

32. Как он жалел тогда людей и как негодовал, что они потеряли способность к самозащите: целая деревня здоровых мужиков не может

33. оборонить себя от кучки хулиганья и бандитов! И как бесстрашно он сам протестовал против произвола любой власти!

34. Но как слабо мы сами следуем его примеру, примеру благородства этого

35. великого русского украинца. Даже сейчас...

36. Красивейшее здание Полтавы - бывшая городская дума, ныне городской музей - это памятник времени наивысшего расцвета городского самоуправления в России.

37. Разбираясь в нашей истории, иной раз приходишь в полное остолбенение: "Почему?" - В стране с такими древними и богатыми традициям свободной крестьянской жизни "по старине", новгородщины, нравов русского севера, в стране, куда беспрерывно и со всех сторон притекали

38. люди с задатками европейской правовой культуры, казацкой и степной вольности, горского бесстрашия и свободы - а верх постоянно

39. брали нравы самодержавия и воровства? Чем же так держится сила российских столиц - Москвы и Петербурга - против демократических потенций всех земель российского громадного мира? Знание законов термодинамики и истории наших войн позволяет с уверенностью высказать догадку: энергия нашего самодержавия вся истекает

40. от энергии внешнего военного давления на страну. От необходимости дать отпор врагам возникает у людей потребность сильной власти и нежелание, неумение самостоятельной жизни. Неужели так будет всегда? Этот памятник коменданту Полтавы, осажденной шведами в 1709 году, полковнику Келину, напоминает нам, что Полтава сама стала памятником главной победы русского царя Петра над Европой.

41. Мы подошли ближе и спугнули парнишку, когда он качался на хвосте комендантского льва, отполированном детским руками до блеска. Они нашли ему лучшее применение. И мы порадовались их непринужденности, детской мирной шлифовке. Пусть имперский лев служит только детской игрушкой...

42. Поле Полтавской битвыПоле битвы стало пригородом Полтавы, куда приезжают на обычном городском автобусе. Пересеченное железной и асфальтовыми дорогами, оно воспринимается сегодня как несколько отдельных памятников и восстановленных

43. редутов - подобно Бородинскому полю, но поменьше.Единственная сильная радость для нас - памятник "шведам - от русских" как знак нашего благородства, способности уважать противника.

44. А в целом, на меня светлое поле Полтавской битвы навеяло грусть. Как будто я не русский патриот, а какой-нибудь сичевик или даже, простите, Мазепа. Внешне сражение под Полтавой сейчас выглядит, как борьба русских с иноземными захватчиками на своей земле.

45. На деле Полтава была пограничьем гетманской Украины с крымскими степями. Защищая от Петра свои прибалтийские провинции, шведы пришли сюда, пытаясь опереться на недовольную русскими Украину и зов их гетмана. Мазепа перешел на сторону шведов, стал изменником русского царя, но вместе с ним ушли (биться за самостийность) только немногие тысячи казаков и низовое Запорожье во главе с Костей Гордиенкой. Только они и штурмовали безуспешно Полтаву. Основная же масса украинцев продолжала поддерживать русских. ...После гибели обозов Шляпентоха, усталое

46. шведское войско оказалось без средств и боеприпасов. Так было предопределено его поражение. Соотношение сил было таким: в Полтаве сидело около 8 тысяч русских. Их осаждали с 30 апреля 28 тысяч шведов и запорожцев. А поблизости медленно и опасливо маневрировала 50-тысячная отлично снабженная и обученная новая русская армия. 4 июня к ней прибыл сам Петр и начал готовить армию к снятию осады Полтавы. И вот 20

47. июня русские перешли Воркслу в 8 км от Полтавы и окопались. 26 июня они продвинулись к Полтаве еще на три версты и окопались в ожидании

48. новых подкреплений, насооружали редутов по всем правилам европейской науки. Действия шведов на следующий день по приказу раненого Карла были продиктованы отчаянием. Оставив три тысячи людей и всю артиллерию под Полтавой, Карл свою основную армию - 25 тысяч без пушек и с недостатком ружейных припасов - бросил в 2 часа утра на вдвое превосходящих и до зубов вооруженных русских, засевших

49. в редутах. Натиск шведов, как всегда, был стремителен и успешен, они прорвали русскую оборону, но, попав под смертоносный огонь картечи с редутов, были приведены в беспорядок. Частью отступили, а частью, той, что вырвалась вперед, попала в окружение преобладающих сил и по приказу своего генерала сложили оружие. Оставшаяся половина шведов в 9 утра еще раз яростно бросилась в бой, но была вновь опрокинута

50. огнем и конницей, рассыпалась, а вожди убежали в Турцию.

Первая победа русской империи, сверхдержавы Итог битвы: 58 тысяч русских победили 28 тысяч шведов и украинцев. При этом из строя вышло 4600 русских и 12 тысяч убитых и пленных шведов-украинцев.

51. Конечно, существует музей Полтавской битвы, о характере которого

52. можно судить по мозаичной бравуарной стене-панно из петровских гвардейцев. Интересно, такими ли уверенными они были на Пруте, попав в турецкую ловушку, от плена которой смогли избавиться лишь ценой подкупного мира.

53. Самое впечатляющее - памятный курган Славы над погибшими русскими воинами, сооруженный в царствование Александра III на деньги

54. полтавского богатея Судиенко... Какие бури прошли, какие церкви сломали, здесь же не тронуты даже царские орлы...

55. А с другой стороны бетонного креста вылиты торжественные слова обращения Петра к солдатам перед сражением: "не о себе он, мол, печется, а о славе Родины, не за Петра вы будете умирать, а за ее

56. счастье и славу". И вроде правильные его слова, однако, почему мы должны соглашаться лишь с петровской Россией и жить только ради петровской мечты?

57. И все же - и мы - воспитанники Петровы. Сам Пушкин отдал дань его идеализации и мечте. И даже украинцы в своем большинстве подчинились ему добровольно. И становились тем самым - русскими, в смысле - подчиненными великого царя.

58. Как все же странно: вольные и смелые личности, украинцы, уходили из самого вольного в Европе польского государства на восток - в абсолютную деспотию, неестественный для них бездушный "порядок". Причем не как раскольники-диссиденты, а как самые ярые защитники самодержавия и официального православия, как самые ярые душители русского раскола и инакомыслия. Отчего же происходила эта неестественность? - От энергии внешней угрозы и внешних соблазнов. Только это... Спадет она, и украинский элемент может снова возобладать. Да позволено будет мне в это верить.

59. В поздних сумерках пришли мы к аллее, что ведет к старинному

60. центру Полтавы вокруг колокольни городского собора, который принимал еще победного Петра.

61. Рядом - дом-усадьба Котляревского, колоннада смотровой площадки

62. и, конечно, темные заречные и монастырские дали... мы смотрели прямо на русский восток. Потом спустились с обрыва, перешли мост до вокзала и уехали на Харьков и Белгород.

63. 2. Белгородская областьТолько в послевоенное время из бывших украинских и курских земель была выкроена эта небольшая область с 1300 тысяч человек.

64. Привокзальная площадь. Белгород - областной центр Хмурое утро. Начинающая небесная мокреть увеличивает наше пасмурное настроение. Ведь мы ничего почти не знаем о Белгороде, и даже не знаем, хотим ли его смотреть. Нет даже простенького путеводителя.

65. Добрались до центра. Это Иосафовский собор, ныне краеведческий музей. Но музей оказался закрытым. Все его работники были мобилизованы

66. на сенокос. И печально, если не насмешливо, улыбались нам у дверей каменные половецкие бабы, самые древние и исконные насельники этих мест.

67. Больше никаких храмов и старинных зданий не увидели. А ведь он был крепостью, епископским городом - 15 церквей, два собора, два монастыря, семинария, учительский институт, гимназия, училища - духовный был центр. А сейчас... как все выжжено вокруг

68. обкомовской громады, расползающейся кругом коробками областных

69. учреждений. Конечно, и война разрушила немало, но намного больше памятников культуры разрушило наше богоборчество, отрицательное

70. православие.

71. Дорога в Хотмыжск Сначала автобусом, а потом 4 км пешком через неожиданный в белгородской степи сосновый и, наверное, грибной лес, мы добрались к старейшему городу белгородской земли, ставшему ныне

72. захудалым колхозом. Прекрасная дорога принадлежит не колхозу, а санаторию, и нам тоже хочется встать палаткой на ленивый отдых - но мы торопимся: успеть, вернувшись, к суджинскому поезду.

73. И вот добежали до Воркслы и встали: на другой, высокой стороне - земляные отвесы древней крепости, городища.

74. У города было несколько имен. Основан он, как и более северная Суджа, золотоордынским ханом Ахматом, может, как ставка, и по имени любимой жены Фатимы назван Фатьмышл, потом литовская Русь обзывает его Хотымышл, а в 1640 г. уже московский царь велит закладывать на разоренном городище новую крепость Хотмыжск.

75. Археологические раскопки и реконструкции рисуют многолюдный русско-украинский город с мощным детинцем для 750 воинов, а рядом - Стрелецкую, Пушкарскую и Казацкую слободы. По документам известно, что воевода Толстой внутри крепости поставил воеводский дом и соборную церковь Вознесения с трапезной. Конечно,

76. сейчас от деревянных построек ничего не осталось. С завоеванием Крыма неуклонно падает значение крепости. Из уездного центра в прошлом веке он превращается в заштатный город, потом в село, которое, как говорят, сегодня тоже дышит на ладан. Но в районной Борисовке мы

77. встретили все же энтузиастов, мечтающих о возрождении древнего Хотмышля и его музея. И мы успокоились; не может человеческая память исчезнуть, погибнуть. И снова воскреснут образы. И юная Фатима, и рыцарственные литовцы, и самостоятельные стрельцы, и певучие казаки. А значит - и жизнь здесь продолжится.

78. В отличие от Хотмыжска, Борисовка построена белгородским воеводой; а потом петровским фельдмаршалом Борисом Шереметьевым как свое село. До революции она была самым многолюдным селом России - 25 тысяч человек, и все растет. Но от старого здесь осталась, пожалуй, только эта Михайловская церковь.

79. В местном небольшом музее нам много рассказали о шереметьевском цветении села, о его художествах, о частых приездах сюда Петра I в специальный домик. Вместе с удивительными деревянными хоромами Шереметьевых, он сгорел в революционном буйстве 1905 года. Почти

80. ничего не осталось и от женского Тихвинского монастыря на монастырской горе, заложенного графом в благодарность иконе Тихвинской богоматери, спасшей его в Полтавской битве от картечи. Революция разогнала монахинь по лесам и степям, а в преддверии коллективизации местные власти в течение месяцев с помощью воинских частей методично взрывали монастырские здания-стены; церкви, часовни. Оставили лишь

81. один больничный корпус. Полностью разорен был и знаменитый на всю Россию иконописный промысел. Считается, что к началу нашего века в Борисовке успешно занимались художественными промыслами тысяча с

82. лишним мастеров, из них около 800 иконописцев, которые, по сведениям Брокгауза, изготовляли в год 300 тысяч икон на 100 тысяч рублей, да еще 90 тысяч киотов. Но, в отличие от Палеха или Мстеры, борисовских богомазов стерли начисто.

83. Осталась только память о монастырской горе и традиционная любовь людей к живописи. И потому действует до сих пор и художественная династия Хвостенко, и детская художественная школа. А ведь есть еще

84. вышивка, ткачество знаменитых борисовских камчатых скатертей, роспись гончарной посуды... Тянутся с шереметьевских времен и музыкальные, и артистические пристрастия продолжателей Паши Ковалевой-Жемчуговой...

85. Совсем простое, внешне невидное село - а как много таит оно в духовных глубинах своих обитателей... И как все это получалось: граф-воевода и крепостник - в среде вольных украинских переселенцев смог ужиться, а его желания и труды дали добрые всходы... Как?

86. Головчино На полпути от Борисовки к Грайворону мы остановились еще в одном селе, чтобы взглянуть на старинный парк бывшей графской усадьбы и непонятный круглый храм искусств напротив.

87. Село принадлежало другому графу, петровскому канцлеру Головчину, а потом перешло к Хорватам и Толстым. "Круглый храм искусств" построен Хорватами. Правда, сегодня там зерновой склад - просто и удобно. Даже утверждают, что он и построен был в как склад. Другие поправляют: нет, в качестве манежа-конюшни...

88. Но скорее все же - для крепостной певческой капеллы. У Хорватов она была необычайно сильна, ставила труднейшие музыкальные спектакли, соревновалась с шереметьевскими талантами и была известна далеко за пределами округи. Кто тут не бывал!

89. Это - портрет дирижера и композитора Ломакина, последнего из ряда знаменитых крепостных композиторов Шереметьева. Бортнянский, его ученик Дягтерев, потом вот - Ломакин...

90. А сейчас еще в белгородской сельской глубинке, куда мы не добрались, поют еще старинные сельские песни и водят хороводы. Эта земля до сих пор сочится музыкой...

91. 3. Курская область - вокзал города Суджи Между суджинским вокзалом и старым городом - почти 3 км луговой и лесистой поймы реки Суджа - от татарского слова "источник воды".

92. На середине пути мы и заночевали в полночь, чтобы утром полюбоваться

93. рекой и видом на разбросанные суджинские храмы и не спеша, на пешем ходу вспомнить веселые и грустные приключения уроженца курской

94. деревни. Русский плутовской роман о похождениях курских князь-крестьянУдивительна эта забытая книга начала прошлого века. Написана вроде про русских людей, но каких-то незнакомых, в необычно раскованном, насмешливом до дерзости тоне. Так что засомневаешься - не про западных ли людей все это говорено?

94a. Оказывается, что кроме затверженной со школы русской крепостной нищей деревни была еще и деревня, где крестьянствовали почти сплошь князья, где чванство и сословная спесь наказывались тут же друзьями-собутыльниками без всяких званий, где самым светлым и добрым человеком оказывается шинкарь Янька, а его потом сживают со света, а самая большая опасность исходит от городских "выдумок и развратных светских книг".

95. По Нарежному в однодворческих деревнях реально жили свободные русские крестьяне, трудовые люди с княжеским достоинством. Но в условиях той России у них оказывались не столько великие достоинства, сколько подверженность большим соблазнам. Герой романа Нарежного - прямой тому пример. Основное содержание романа сводится к тому, что, начитавшись романтических книг, наслушавшись о

96. преимуществах и дозволенности городской жизни, сбегает княгиня Феклуша Сидоровна и превращается в Москве в актрису и куртизанку Фиону, а вслед за ней становится проходимцем и ее муж, князь Чистяков. Но и те из однодворцев, кто остается в родной деревне, спиваются, с трудом удерживаемые проповедью священника. Вот она:

97. "Обратим беседу нашу к тем, кои и будни превращают в праздники. Они ничего не делают, как только пьянствуют и спят, опять пьянствуют и опять спят... Они бывают позор миру и человекам... Что далее?

98. Дети начинают презирать их и не смущаются. Сыновья обольщают девочек, дочери даются в обман парням, все в доме смешивается вверх дном. Видят все это пребеззаконные отцы их и не смеют сказать ни слова.

99. Имеющий уши, слышати, да слышит! Аминь. Троицкая церковь

(Если вся крепостная Россия запила после освобождения в 1861 г., то однодворческая пить начала много раньше).Автор нас удивил тем, что причины пьянства видит в самих людях, а не в кабатчиках и шинкарях.

100. Вот речь шинкаря Яньки: "Я беру залоги и проценты, но кто их не берет? Та только разница, что жид терпит несколько месяцев вверх срока, а христианин христианина на другой день волочит в тюрьму. Никто не хочет видеть во мне ни брата, ни друга. Что делать? Неблагодарность бывала отличительной чертой не только семейств и областей, но веков и народов. Так бедному ли жиду Яньке ее ожидать? О нет! Пособлять бедным велит Бог, Бог евреев, Бог христиан, Бог твари всея!"...

101. Вот мы сделали круг по центру Суджи и уселись на площади у центрального парка. Пока Витя второй раз бегает в книжный магазин, почитаем еще у Нарежного описание другого курского уездного города, Фатежа, в роде этого, Суджи, куда князь-крестьянин Чистяков попал по пути в Москву.

102. "Рассуждая таким образом, я пришел на небольшую площадь, и, как время было обеденное, то сел на углу шинка и, вынув из кармана хлеб, лук и бурак с маслом, начал есть. Передо мной похаживал пожилой человек в куртке с обшлагами ...и длинной палкой... "Скажи, как называется этот город?"

103. "Фатеж Курской губернии уездный город. Он очень знаменит репой и морковью, а еще больше тем, что многие мещане поступили в военную службу, правда, солдатами, но после вышли и генералами. Здесь в торговые дни бывает хуже, чем в сражении: съезжается народу премного. Люди кричат, лошади ржут, быки мычат, овцы блеют! Что тут сделаешь

104. без оружия? Я именуюсь хранителем народной тишины и спокойствия, а попросту - будочником. Должность моя - укрощать неспокойных людей, которые то и другое нарушают"... Только было я хотел приняться за нож, чтоб резать хлеб, как хранитель тишины и порядка подбежал ко мне и с самым хладнокровным видом влепил в спину около дюжины ударов плетью, приговаривая: "Не чавкай, не мурлычь, не нарушай тишины и порядка..." - "За что ты бьешь меня? Что я тебе сделал?..."

105. Так разлетелись первые иллюзии князя Гаврилы о городе. Но еще

106. горше он возопил, попав ненароком в зубы фатежским судебным заседателям, цинично обобравшим его до нитки. Из Фатежа он бежал, не оглядываясь.

107. Городской парк Суджи со старинной входной колоннадой украшен памятником своему великому уроженцу - артисту Михаилу

108. Щепкину. Здесь он учился и впервые вышел на сцену, чтобы служить ей более 50 лет, чтобы преобразовать русский театр. Старый сл. Брокгауза говорит: исполнение ролей Фамусова и гоголевского Ревизора было истинным торжеством таланта Щепкина, было воспитанием образованной России. А мы думаем:

109. Как жаль, что роман Нарежного был запрещен и изъят из чтения еще при Александре I, что не пришлось Щепкину сыграть роль российского плута Чистякова, своего земляка. Может, тогда революционная русская интеллигенция знала бы не только общинно-крепостную, мужицкую Россию, но и Россию однодворческую, далеко не идеальную, но все же самостоятельную и потому способную выздороветь от самодержавной болезни.