1-2. Южный Урал - Великая Башкирия
3. Тур.река Белая - ось Ю.Урала - хребтовый нерв Башкирии
4. Мустай Карим:
Башкирия, я снова вдалеке /От звезд твоих, но неразлучен с ними,
Где б ни был, у меня на языке /Всегда твое единственное имя!
Мне повезло с землей моей. Ты - чудо!/Башкирия! Ты - свет в моей судьбе!
Ты - колыбель под синью! И да будет /Моя могила теплая в тебе...
5. Мифтахетдин Акмула:
Единства нет в родной земле уж с давних пор
Какой народ перенесет такой позор!
А был ли среди нас такой мыслитель,
Чтоб он к единству обратил народа взор?
6. Коль боли нет, как ты ни плачь, ты не поэт.
У вдохновенья без призыва смысла нет.
О, как печально, если совесть не займется,
Когда кресало выбьет в сердце боли свет!
7. Введение. Уфалей
Алеша: В Южный Урал мы въехали незаметно, свердловской электричкой на Уфалей, где и ждали до ночи челябинского поезда. Было очень холодно,
8. и потому по окрестным горкам гулял только папа, а мы с мамой на вокзале читали.
9. Лиля: Так что город Уфалей я узнавала скорее по пассажирам его вокзала и дочитанной там до последней строчки местной газетке,
10. да по участию в судьбе заплутавшей башкирской бабушки, да лопочущие по-башкирски черноволосые ребятенки - дали мне реальное чувство прибытия в Башкирию.
11. Город входит в Челябинскую область (заводы). Но гордое имя
12. Уфалей - наверное, от начинающейся недалеко реки Уфы. Еще три века назад этот сложный происхождением, но такой богатый поэзией и отвагой тюркский народ скотоводов и охотников был единственным
13. на всем огромном пространстве южного Урала - от Волги до Тобола. Сегодня башкиры числом выросли не в один раз, их почти 1,5 миллиона, но сама Башкирия сузилась до части бывшей Оренбургской губернии, да и в ней башкиры-тюрки составляют лишь треть.
14. И все же мы надеемся, что прежняя Великая Башкирия не ушла в небытие, что сохранится это изначальное своеобразие огромной южно-уральской земли.
15. И, может, в будущем здесь сформируется разноязычный и разноверный, но именно башкирский по самосознанию народ, включающий в себя и русских, и башкир, всех, кто живет на этой теплой земле. Только из таких народов и должна состоять свободная Россия.
16. Акмулла: В словесах не нуждается медоточивых
Род людской. Суть важна в них и мыслей начинка.
Мусульманин любой понимать тебя должен:
И последствия видеть, и первопричину.
17....Есть ли прок призывать?... Проворчат: поученья
Вновь завел Акмулла для мирского мученья.
Что слова! Мы в словах стелем мягко. Однако
Жестко спать: ведь в душе - царство хлада и мрака.
18...Коль в груди не мерцает и проблеска чести,
То родителей честь в его совести есть ли?
Отчего мы безжалостны к жизни и людям?
Отчего обо всем так нещадно мы судим?"
19. Алеша: Челябинск
20. В Челябинск мы приехали ранним утром и пробыли в нем лишь несколько часов. Добрались троллейбусом и трамваем до центральной
21. площади, потом - до церквей у базара за рекой.
22. Мимо еще закрытых магазинов, музеев, вернулись автобусом на вокзал, где в ожидании электрички на Златоуст можно было по плакатным
23. картинкам увидеть самую краткую историю города - от казака до красногвардейца и солдата... Мы так мало пробыли в Челябинске потому, что устали от уральских музеев,
24. а папа с мамой уже бывали в нем раньше и ничего хорошего не ждали.
25. На стене челябинского вокзала папа заснял портрет писателя Гарина-Михайловского, который написал книгу "Детство Темы". Но он еще и строил железные дороги, и по Уралу, и в Сибири,
26. начиная от Челябинска. По его дороге в 10 час. утра мы и уехали в Миасс и Златоуст.
27. Лиля: Когда сегодня выходишь из челябинского вокзала, то, прежде всего, отмечаешь фигуру символического Урала, который, мол,
28. наподобие греческомуго Титана - и сотворил, выковал сокрушительную мощь и торжествующую парадность державы. Я не ожидала увидеть
29. Челябинск столь устроенным и ухоженным, столь изменившимся за четверть века.
30. А сейчас - как будто иной город.
31-32.
33. Но пожилой прохожий удостоверил: да, совсем недавно и в самом центре люди жили в бараках?
34-35. Как могло произойти это фантастическое превращение - из серой барачности в нынешний блеск и лоск?
36. Но эту же проблему можно поставить и в сфере духа. Например: как могли вырасти стихи почитаемого мною Мустай Карима из
37. революционного Мажит Гафурова, который поднялся расчетливым выращиванием ненависти, начал плачем о судьбе бедняков и
38. ненавистью к муллам, а кончил славой Сталину... Но послушайте сами гафуровы стихи разных лет, проследите по ним развитие башкира от ученика медресе до советского писателя.
39. 1906г. Мир богатых - ах, если бы я мог плюнуть им в лицо!
Они одеты в модные шелка, не знают горьких дум...
Oни гуляют каждый день, меняя свой костюм!
40. Где их заботы? Вся их жизнь - веселье да вино,
А там голодный люд живет, озлоблен и угрюм.
41. 1913г. И на страшном суде пусть буду с бедняком в аду,
Я там, где слезы, там, где боль! Где труд и горе - там и я!
Так сердце говорит во мне, так совесть требует моя!
42. 1920г. Встань, джигит! Пора! Коль сердце бьется,
Вороного оседлай коня... Отточи свой меч в горах Урала,
О заветный камень голубой. И как ветер утренний, неистов
Торопись окрасить вражьей кровью, верного булата острие.
43.Лишь тогда, перед страною гордый,
Ты исполнишь долг священный свой.
44. 1926г. "Гостям из-за рубежа!"
Взгляни-ка на татар, чувашей и башкиров!
Взгляни, как хорошо они живут сейчас!
Мы прямо говорим рабочим всей планеты:
На славу мы живем и счастье впереди!
И ложь, которую враги распространяют,
Теперь доказана и разоблачена!
45. В оправе золотой на их носах очки,
Враги хотят узнать - сильны ль большевики?
Присматриваются: крепка ли власть Советов?
Закоренелые враги, клеветники...
Ну, до свидания! И разрешите мне
Напомнить: видели наш мир вы не во сне.
46. Мы встретимся в борьбе - планета вся в огне!
И с вами, наконец, сочтемся мы тогда,
Когда рабочая везде взойдет звезда
И над землей взамен цветастых многих
Взовьется красный стяг свободы и труда!
47. 1930г.
Мир слушает сейчас, как в тихом зале, /У строгого судейского стола,
Вредители растерянно признали, /Что совершали темные дела...
Народ врагов поставил на колени, /Личины с них сорвал и разметал
Их, словно мерзких псов, для мерзких преступлений,
Спустил с цепи заморский капитал.
48. Когда сорвали маски и открылась
Безмерность лжи и расступился мрак
Дохнула ужасающая гнилость /Из черепов взбесившихся собак...
Служа прилежно дьявольским разведкам, /Существованье жалкое влача
Собаки эти, радуясь объедкам / Умильно лижут ноги богача.
...Мы их поставим на колени /Врагу от нас пощады не видать.
49. 1927-1933гг. Людишки есть - oни всегда ворчат.
Порядок мил им зарубежный:/Ах, как мол, за границей хорошо!
Как там покойно, безмятежно!
50. Товаров там - ну просто пруд пруди! / Забиты доверху все лавки,
Чек подпиши, иди и покупай, /Без очереди и давки!
51. Но жизнь в Америке - неравенства пример
Роскошествует там один миллионер
На миллион бродяг и нищих оборванцев,
Живущих впроголодь бедняг-американцев
52. М.Гафури: "Идем дорогой партии и служим ей пером!"
53. Витя: Мы не встретили в Челябинске мечети, а из шести прежних церквей увидели только две. В этой, что возвышается над базаром, как Биби-ханум в Самарканде, сегодня краеведческий музей, как бы подчеркивается базарное, дорожное, торговое происхождение города.
54. История свидетельствует о богатом татарском селении Челябе на границе башкирского и сибиро-татарского миров. И только в позапрошлом веке русские строили здесь острог, а в прошлом веке сделали его уездом, в нынешнем веке - областным центром, где от татарской Челябы ничего уж и не видно. Но ведь живы люди
55. и слова Акмуллы:
Все деянья человека возвращаются к себе,
Совершись дурной поступок - не взывай потом к судьбе.
Человека нет такого, чтоб не смыслил ничего,
Чтоб не видно и не слышно было б средь людей его.
56. Каждому - свой груз и ноша, каждому нести свое
И беду, и наказанье. Так велит нам бытие.
Раз взглянув, не принижай чужую собственность, детей
Все равны. Одних пороса, собственных - не возлелей.
57. Бог один лишен ошибок. Без ошибок нет людей.
Из-за них мужскую гордость чью-то с ходу не убей.
Тем довольствуйся, чем богом и судьбою наделен,
Знай, что признак благочестья - быть всегда самим собой.
И трудиться неустанно, и довольным быть судьбой.
58. Дорога в Миасс:
59. Алеша: Приехав в Миасс, мы узнали, что от вокзала есть три пути. На севере видны новые кварталы около автомобильного завода, на юге - старый город золотодобытчиков, до него идет автобус, а
60. на восток - в Ильменский заповедник. Мы хорошо позавтракали в вокзальном кафе и пешком пошли в заповедник 3 км.
61. Но к копям, где добывают красивые камни, нас не пустили. Мы только посмотрели коллекции в залах музея и немножко походили, поискали камней рядом.
62. Встречались интересные вкрапления кристаллов черной слюды или мрамора в сером граните и всяких других неизвестных мне минералов. Но амазонит и, тем более, самоцветы, искать было бесполезно.
63. Наверное, если бы мы пошли без спросу в сам заповедник, то тоже ничего б не нашли в заросших копях. Так что довольно скоро мы
64. вернулись назад и поехали в старый Миасс.
65. Лиля: Одна из легенд о происхождении названия Миасс - со времен Пугачева, когда его башкиро-русское войско дошло до неизвестной реки. "Как называется? - спрашивает грозно мужицкий император у своего авангарда? - Молчат. "Кто ее первый увидел, именем того
66. назовем" - велит Пугачев. "Мы - кричал башкир-начальник. Я-аз, - долдонил русский. "Пусть будет Ми-ас" - решил Пугачев, утвердив на века
67. башкирскую общность "Мы" и русское "ячество" в названии одного из самых золотых гнезд заводского Урала.
68. Пo документам, эта исконно башкирская земля была отобрана у старшины Жоймына Шаимова за восстание, а через полвека русские
69. устроили медеплавильный завод. Но медная руда быстро иссякла,
70. и Миасс захирел бы, если бы не открытие золотых приисков, а потом и Ильменской знаменитости.
71. В нем до сих пор действует управление золотыми приисками, так что еще живет, не истощился батюшка-Урал, кормит золотишком
72. валютные резервы державы... Но давно прошли времена золотых лихорадок, старательских удач и разгулов, уплыли золото и камни, осев
73. на этой земле лишь крохами, лишь отблеском - красивыми домами и крепкими засовами. ...И вот характернейшая бытовая
74. картина: роскошно оформленные деревянной резьбой ворота (наверное, от хулиганства) охраняет захлебывающийся от ярости пес.
75. Как бы, наверное, негодовал на такое богатство революционный и чувствительный к равенству Гафури. И каким лаем он кончил caм.
76. Витя: Путеводитель предлагает вниманию туриста сохранившуюся на кладбище городскую церковь, выстроенную в 1889г. Он ее
77. рекламирует как "русскую красавицу в красной шубке кирпича, оттороченную белым камнем. Она - как символ торжествующей русскости в старобашкирском крае". Но, уходя из города и
78. оглядываясь на него в последний раз, мы замечаем, что главной его вертикалью оказывается все же иной идеологический символ - минарет башкирской мечети - как будто незаконно и стихийно проросший из древней почвы. И это заставляет нас тут же вспомнить похороненного
79. на миасском кладбище учителя Акмуллу - после убийства в дороге.
Вы знаете, кто истинный мулла?
В чем святость, что нам письменность дала?
80. Иль Вы, как Юзикаев из башкир,
Прославлены уже на целый мир?
Иль, не лишась богатств, не укротивши спесь,
И жадность не уняв, хотите в рай пролезть?
81. О не спешите, братья! Внемлите лучше мне:
Я выстрадал боль слов на жизненном огне.
Достойными сначала надо быть народа своего.
Народу лишь служить. Но в спячке мы, сыны ислама.
И вперед, тот кто в дремоте пребывает - не пойдет
А чтобы противостоять своим врагам,/Историю познать нелишне нам.
82. Во всех науках проявить себя. /Иначе - и судьба нам не судьба.
Не только знать по-русски и писать,/Неплохо бы французский понимать
Но прежде важно в языке своем, / Как рыба плавать, свой восславить дом.
83. Узреет просвещенный чудо дальних стран,
Как с корабля морского - дивный Хиндустан.
84. Златоуст - батыр Урала
Алеша: Пока ехали по горам, погода совсем испортилась. В Златоусте же
85. холодный дождь лил не переставая. Так что видели мы его только из-под полиэтиленовой пленки, когда шли пешком, или из окна трамвая. Здесь нет троллейбусов, зато много трамваев.
86. Рельсы везде, даже на зеленой травке деревенских улиц, и тянутся они вдоль заводского большого озера.
87. Музей был закрыт, и ничего интересного мы здесь не увидели, только памятник военному инженеру и горному начальнику Аносову, который открыл секрет булатной стали и наладил производство
88. златоустовского оружия. Старые заводы работают здесь до сих пор, но взамен сабель они теперь делают что-то еще нужное.
89. Витя: В поисках поэтических иллюстраций к уральской кузнице оружия мы нашли только одно стихотворение, посвященное Златоусту, и принадлежит оно, как ни странно - все тому же башкирскому
90. классику - М.Гафурову:
Как будто раздвигая горы, /Наш поезд средь теснин летел,
И многое открылось взору, /О многом вспомнить я успел. ...
91. Так, возникающею песней, / Готовою сорваться с уст,
Вдруг вырос предо мной чудесный, /Батыр Урала - Златоуст!
Не мало лет уже заводу, /Два века он успел прожить,
И множество за эти годы / Руды железной поглотить.
92. И думает белобородый, /Седой угрюмый Таганай:
"К богатствам, что копил я годы, /Дотянется он, так и знай!"
93. И думают, наверно, горы: /"Нас, простоявших здесь века,
Как вешки с места сдвинет скоро /Завода крепкая рука".
94. Народу все теперь подвластно./ Хозяин здесь - рабочий люд,
И вечно радостный и страстный, /Кипеть здесь будет вольный труд!
95. Лиля: Полной противоположностью к гафурову энтузиазму показался нам реальный, пасмурный и даже угрюмый Златоуст. Да и что может быть хорошего в производстве оружия?
96. Впрочем, завлеченные путеводителем, мы искали не башкирско-рабочий, даже не русский, а изначально немецкий стиль уютных домиков и аккуратных проулков. Ведь именно от немецких мастеров
97. и их семей начинался в позапрошлом веке исторический Златоуст. Но не нашли... У аносовского дома еще раз перечитали строки путеводителя: по именному указу Павла златоустовские железные заводы были отданы Кнауфу, который и начал возить сюда голландских и немецких мастеров, а те, естественно, настроили баварских
98. и саксонских домиков, устроили в уральских горах Большую и Малую немецкую улицы, милый фатерлянд... Но вот оружия хорошего для русских варваров они не делали, наверное, просто не умели или не считали нужным. Ведь, в отличие от, например, благородных и совестливых англичан, немцы могли спокойно приспосабливаться к русским беспорядкам и бездельной воле в собственных интересах.
99. Наконец, русскому правительству надоела безрезультатность немецкого Златоуста, и оно назначает его управителем энергичного Павла Петровича Аносова. Он-то и произвел поворот - не в управлении только, а и в самом деле. Он создал основы качественной металлургии в этих горах - создал славу, которой Златоуст живет и поддерживается до сих пор. Хрупкая сталь в его руках стала гибким и прочным булатом, а аккуратность немецких мастеров соединились
100. с талантом и выдумкой русских мастеровых, породив в результате племя златоустовцев - обрусевших немцев или онемеченных русских и - все на базе производства качественного оружия, так необходимого русской сверхдержаве. И потому мы не удивляемся, что на месте
101. немецких улиц выросли добротные, сталинского вида кварталы. А вдали от заводских и управленческих громад особняковые дома
102. златоустовских рабочих выглядят чисто и укорененно. Русские домики на башкирской земле - как бы воскрешают немецкий уют и порядок. А может, такими станут и все башкиры? И разве не укорененности учил их Акмулла?
103. Меру знай во всем - и пользой твой достаток превзойдет
То, над чем трясется скряга, что бездумно тратит мот,-
Ведь бывает, грош добудешь - и поет твоя душа
Веселей, чем у сквалыги от большого барыша.
Дармовые состоянья - что деревья без корней,
Бережливо нажитое служит дольше и верней...
Раб, восставший на жестокость - сам бессмысленно жесток,
Род людской впадает в крайность - в этом многих бед исток.