1. "Российское Черноземье"-1985г. ч.XIII. "Мордовия"
2. Карта и "Мордовские истоки"
3. Последним этапом нашего черноземного марафона 1985г. стали два дня в Мордовии, где нам было суждено прикоснуться к самой древней, еще дорусской основе этой земли.
4. Это знакомство мы начали с Мокшана в Пензенской области, а кончили Болдиным и Арзамасом в Горьковской, но ведь совсем недавно, всего
5. два века назад, мордва преобладала в этих и соседних областях, а сейчас три четверти мордвы живут в рассеянии по России, а в самой республике только 300 тыс.
6. В саму Мордовию мы входили с южной пензенской земли пешком.
7. Перейдя пограничную речку Устью, оказались не в таинственней и лесной, а в полевой обыденной земле. А ведь с детства были наслышаны о глухих мордовских лагерях - где же они могут скрываться тут?
8. Шофер первой попутной легковушки открыл для нас дверцу машины. Разговорившись, наш благодетель, сельский строительный начальник, стал развивать перед нами вариант достижения коммунизма через снижение цен и трудовых расценок (до бесплатности). Но когда Лиля стала его расспрашивать о мордве, ее обычаях и физических
9. типах: "Мы еще ни одного не видели" - он чуть смутился столь откровенного любопытства и примолк. Наверное, в этот момент и пресекся оказавшимся единственным шанс доверительного разговора с мордвином.
10. Первое мордовское село - сумеречное Дракино, неожиданно нерусская речь на грязных, разъезженных улицах; голые, без палисадов, однотипные дома и люди, сидящие в разговорах прямо на улице. В этой общительной, беззаборной и беззаботной, неухоженной деревне лучше всего ощутили ту самую "изначальную языческую общинную русскую душу", которую днем с огнем ищут иные ревнители чистоты русского народа.
11. Тревожную ночь мы приведи уже в райцентре Торбеево, забившись поглубже в кусты школьного сада. Чего-то опасались: то ли охранников ближних лагерей, то ли чтоб нас самих за беглых не приняли, то, может, всплывали детские страхи перед темнотой со всяческой нечистой силой.
12. Рано утром, в 7 часов, мы выехали автобусом на Темников.
13. На остановке с любопытством глазеем на красные наряды мордовских женщин, конечно, из фабричных тканей.
14. Раньше наряды были много изысканней, и вот что они пели (по Мельникову-Печерскому) - по-мордовски и по-русски: "Катерька, матерька, щегольски одевается, ходит важно. Ай, в саратовских чулках, в высокопятых башмаках, в шестиполосной узорчатой рубахе, с 12 платками за поясом, как заря горит она в штофном платье".
15. Как бы мы, русские, не считали себя гуманными людьми, обойтись без презрительной жалости в общении с нашими малыми российскими народностями, вроде чукчей и мордвы, почти не можем. И тем выявляем свое невежество. Ведь культура мордовской жизни древнее и устойчивей, чем культура славян.
16. Уже с .6-го века европейский мир знал народ этих мест. Византийский император Константин Багрянородный называл их мордиа, а латинянин Иордан - морденс, арабы - буртасами.
17. Правда, до русских мордва жила в лесах традиционно, почти первобытно, лишь с начатками своего государства, и такой осталась при русских. Но судьба ее родных братьев, венгров и финнов, показывает, что в иных условиях она могла бы приобрести и больший динамизм. Это сравнение позволяет хотя бы грубо оценить истинные выгоды "добровольного присоединения к России". Кровные братья в Европе стали финнами и венграми, а в России - мордвой и хантами.
18. Первый русский контракт с мордвой в наших летописях зафиксирован битвой в 1103 году: "Бился Муромский Ярослав с Мордвою месяца марта в день 4 и побежден был Ярослав". Народные же былины в память перетолковали этот факт, как одоление Ильей Муромцем
19. Соловья-разбойника. Лесные мордовские князья часто имели птичьи имена.
20. На деле славянское наступление началось раньше, еще при Рюрике.
20. Райцентр Ататюрьево - на Бело-озере было захвачено братом Рюрика Синеусом.
21. Меря вокруг Ростова и Мурома - его дружинниками, а потом наследниками. Эти племена быстро исчезли под общим варяжско-славянским натиском.
22. А вот мордва уцелела, ибо долго была в вассальном покровительстве то от волжских булгар, то от татар.
23. B последующие XII и XIII века шло фронтальное наступление русских князей на булгар и "поганую мордву". Так, по словам летописца, "и въехавши Мстислав без вести в поганье, и взяша сел 6 и седьмое город, и мужа изъсекоша, а жены и дети поимаша". А кончилось это наступление
24. завоеванием тюрюханской мордвы и основанием Нижнего Новгорода на земле, где жили знатные мордвины Скворец и Соловей вместе с чародеем Дятлом, а потом вырос мордовский город. Легенда об основании Н.Новгорода
На горах то было, на горах на Дятловых,
Мордва своего Богу молится,
К земле-матушке на восток поклоняется...
Едет мурза, московский царь, по Воложке,
...Крестится, Бога благословляет:
"Слава Тебе, Боже царю, что отдал в мои руки мордовску землю!"
25. Известный автор "Очерков мордвы" Андрей Мельников-Печерский писал: "Овладев устьем Оки; владимирский великий князь поневоле должен был продолжить покорение земли мордовской. Почти каждый год ходили русские полки в мордву, опустошали ее селения, сжигали и травили
26. скотом засеянные мордовские поля". А когда мордовское сопротивление под водительством Пургаса, "сына грома", было раздавлено, "мордва бежала в леса и там заперлась в крепостцах своих - "твердях", а "неуспевшие укрыться погибли" под мечами муромской рати"...
27. Нашествие монголов, разорив русских, временно облегчило положение мордвы, но через век все началось снова. Татары стали зорить мордву с юга, а русские - с севера. Суздальский великий князь
28. Константин Васильевич перенес свою столицу в Нижний Новгород и "оттесняя мордву с берегов Оки и Волги в леса, а на опустевшие их селища селил русских людей из разных мест"... И это был 14-й век, самая середка так называемого "татарского ига"... И понятно, что мордва пыталась мстить. При всяком набеге служила татарам проводниками
29. или даже воинами. Были и крупные успехи. Так, Брокгауз говорит: "B 1377 году Мордва под началом ордынского-царевича Аракши разбила наголову нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Донского на реке Пьяне, но это не остановило колонизации". А Печерский продолжает:
30. "Но в том же 77-м году князь Борис Городецкий, мстя, нагнал мордовских князьков, перетопил их в Пьяне, а следующей зимой при помощи московской рати, присланной Донским, опустошил землю мордовскую, разорил все их земли и привел в Нижний огромный полон. Добычу разделили, а пленников волочили по льду Волги, травили собаками и казнили разными муками".
31. Мечеть в селе Тювеево Победа Донского над Мамаем сегодня почитается началом русского национального государства. Для мордвы же она стала поражением борьбы против русских "витязей". И племена "эрзя", жившие под властью родовых мордовских князей, и племена "мокши",
32. управляемые уже татарскими царевичами - все признали вассальную зависимость от Москвы. Утверждение же советского энциклопедического ???словаря???,
33. что "с падением Казанского ханства в 1552г. мордва добровольно вошла в состав России" - просто неверно. В походе Ивана Грозного действительно участвовал темниковский князь Еникеев. Но эта помощь не спасла мордву. Земли ее раздавали боярам, потом монастырям и помещикам с главной целью - крещения и русификации. И Печерский пишет: "Крещение было насильственным, сопровождаемое разрушением мечетей у магометан, кладбищ, кереметей, священных рощ у язычников.
34. 1609Немудрено, что во времена Смуты Самозванцев мордва вместе с иными волжскими народами поднялась за самозванцев, как бы соединилась с Западом, с поляками и казаками в натиске на московских угнетателей, разоряла возникшие на мордовской земле русские селения и пыталась даже взять Нижний, долго осаждала его. Но потомки завоевателей, нижегородцы, разбили это коалиционное войско Европы и Волги, а потом... "топтали их, и кололи, что свиней, и трупы их положили на семи верстах" - доносил воевода Шереметев царю Шуйскому.
35. А потом, всем известно, именно нижегородцы во главе с Мининым поставили на Москве нового царя, передав новой династии свой колониальный настрой: "Давить и еще раз давить непокорство внешнее и внутреннее". ..."Не может быть свободен народ, угнетающий других". (Маркс).
36. И вот смута кончается, а вместе с нею тихнут и безнадежные восстания за прежнюю независимую жизнь мирных и кротких, не трогающих никого людей. Наступают "последствия добровольного присоединения" и наложенных "тягот". Исчерпав возможности укрыться в родных лесах,
37. мордва стала разбегаться во все стороны, и особенно вниз по Волге, на свободный еще восток, стала терять родину. В этом главная причина ее сегодняшнего распыления по России. А тогда "беглую мордву" ловили, воинской силой возвращали к "тяглу". Но это лишь множило страхи и побеги. И подытоживает автор: "Мордва разбежалась
38. окончательно. В лесах наделали землянок, заселили берлоги... Множество мордвы в это время перемерло, особенно женщин и малых детей..."
39. Такой была на деле добровольность мордовского "присоединения" (миф), неудивительно, что пока мордва жива, пока помнит саму себя, до тех пор была и будет противником самодержавия и насильственной русификации, то присоединяется к восстанию Разина, то к Пугачеву, то к национальным движениям в революции. А в ответ - у нее отбирают самоуправление, землю, оружие, охоту, родовую веру, переселяют в русские деревни, а русских селят в Мордовии... И все-таки выжила мордва!
40. Жива мордва, а вместе с ней живы первооснолва России. Ибо не пришедшие с Запада славяне и варяги-немцы, и не татары с востока составляют первооснову Российской земли и нас с вами, а
41. именно финско-угорские племена, "чудь белоглазая". В Европе говорили: "Поскребите русского - обнаружите азиата, татарина"... Но если поскрести основательней, поглубже, то обнаружите не завоевательную, а финскую мирную основу. И в этом наше счастье. А не верите - послушайте
42. ученых антропологов, они вам научно докажут, что по крови и генам сегодняшние русские принадлежат больше к финскому типу народов.
43. Темников - древнейший город в республике. Имя его то ли от здешних темных боров, то ли от татарского темника Едигея, который стал предводителем мокшанской мордвы.
44. 1586г. основания От крепости, конечно, ничего не осталось. От оживленного прежде уездного торгового центра с 8-мю церквами, осталась сейчас
45. только одна действующая церковь. Еще осталась,
46. правда, больница, выстроенная в начале прошлого века знаменитым флотоводцем и уроженцем этих мест Ф.Ф.Ушаковым. Сейчас в этом здании музей, нам его хвалили, но дождаться прихода заведующей с ключом, задержавшейся на обеде из-за приезда сына, мы так и не смогли.
47. Зато местные женщины нам рассказали, что к Саровскому монастырю, что в 40 км отсюда на север, раньше они часто с родителями ходили, а сейчас добраться нельзя, после войны объявлена научная, атомная зона, "Арзамас-16", да и от монастыря-то одна полуразрушенная колокольня осталась.
48. К западу от Темникова, около ж.д. станции Барашево, даже не отмеченной на областной карте, но которой темниковцы пользуются как вокзалом - разлеглась еще более темная - исправительная зона... мордовские лагеря политзаключенных. Когда Таня сидела свои 4 года
49. строгого режима, в ее адрес входила станция Барашево. На карте же мы видим только зону Мордовского заповедника, что позволило когда-то одному заключенному журналисту горько пошутить: "Заповедник имени Л.П.Берия"
50.. А ведь и в самом деле, Берия был у Сталина как главным начальником сыска и лагерей, так и шефом всех атомных разработок.
51. Невелик город Темников, сохранивший в своей центральной части обаяние кривоулочной русской старины, но всегда темно было его окружение, а сейчас - особенно. И ставит перед нами вопрос-
52. -загадку: "Почему именно в Мордовии возник такой мощный научно-лагерный комплекс, под зонтиком которого мы живем который уж год? - А может, в наказание за грехи отцов?
53. В Санаксарский монастырьПо деревянному мостику перешли на другую сторону еще неглубокой, но быстрой и приятной для купания Мокши и пошагали 4 км (3 версты)
54. по лугам до монастыря на горизонте. Несмотря на палящее
55. солнце, это была приятная прогулка...
56. Он возникал перед нами, рос и возносился постепенно и наполнял
57. душу радостью. Мы не знаем, кто его строил. Кажется, какой-то ученик Растрелли... И маковки-шары говорят о том же. А что мастер был
58. местным, выдает необычный растительный узор, которым украшен главный собор и, особенно, иконостас внутри его. Саранские специалисты не зря признают в нем мордовскую душу. Настоятелем монастыря долгое
59. время был Ушаков, родной брат знаменитого флотоводца. Потому и схоронен адмирал в монастырской ограде. А в наш век, уже за оградой
60. монастыря ему поставлен металлический парус-памятник - это от атеистов. Кто знает, может, от ученых, а может, от надзирателей, но в любом
61. случае, от военных, чтящих в российском прошлом, прежде всего, не духовные, а военные "подвиги". А вот про Ушакова-настоятеля этого монастыря мы ничего не знаем. Узнаем ли?
62. Монастырь внешне хорошо отреставрирован, приятно смотреть, но внутри зданий все еще идет перестройка. Темниковское техн.училище убирают, обещая отдать монастырь под архитектурный музей-заповедник. Так что, в ожидании открытия в этих зданиях музея мордовско-
63. славянской мифологии, верований, искусства, духа... попробуем на отдыхе у монастырских стен и прудов почитать и вспомнить очерки Мельникова-Печерского про мордовские божества или, как говорят сегодня:-
64. про мордовский Олимп. Ведь современные ученые находят не только много сходственных черт с греческой мифологией у мордовских сказаний, но и большую их содержательность, чем в дошедших славянских мифах. Так что, по мордовским верованиям легче понять основу русской души, чем по каким-либо иным источникам.
65. Мордовская теология Мордва, как и древние славяне, почитали многих - богов-пазов, духов-азаисов, предков-атят. Но это не было неупорядоченным многобожием. Подобно буддизму или христианству с его Божественной Троицей и Богоматерью, архангелами и сатаной, ангелами-хранителями и бесами-искусителями, мордовская вера являет нам стройно организованную иерархию:
66. Под самым главным, Верховным Богом-Отцом-Творцом Чама-пазом стоят два непосредственно им созданных существа - злой первенец и соперник - Шайтан и противостоящая ему, добро вечно творящая Матерь богов Анге-патяй. Шайтан в помощь себе создал злых духов, все мужского пола, кроме 12-ти болезней и 13-ой оспы, зато Анге-патяй, как и Православная Богоматерь - непорочно родила 4 светлых бога и 4 богини.
67. Первый среди них - Нишке-паз, бог Солнца и света, главный покровитель пчел, хозяин небесного рая, где души добрых людей
68. живут вокруг Нишке, как пчелы вокруг матки. Нишке спаситель и страдалец за людей, мордовский Иисус Христос.
69. Вторым сыном Матери богов стал Свет-Вирь-Нишке-Велень-паз, обладатель Земли и устроитель человеческих обществ наподобие небесного пчельника его старшего брата Нишке-паза.
70. Третий сын Назар-паз - бог ночи, принимает в своем судилище - темный пчельник душ всех умирающих. Добрых отсылает на небо, к Нишке, злых прогоняет в преисподню Шайтана.
71. Наконец, четвертый, младший бог Волцы-паз. Высший бог всего живого, кроме человека. Покровитель охоты.
72. Рожденные же Анге-патяй 4 богини (Нишкенде-тейтерь, Норована-парочи, Пакия-патяй, Верья-патяй) покровительствуют настоящим пчелам, земледелию, полям, лугам и огородам, наконец, лесам и деревьям.
73. Но это еще не все. Печерский рассказывает: "Народив 8 детей, Анге-патяй пожелала как можно скорее наполнить мир добрыми божествами, чтобы при каждом человеке, деревце, при каждой травке-былинке был добрый
74. дух и охранял бы их от козней Шайтана. Чама-паз дал ей огниво; старший сын Нишке-паз принес кремень, и стала Анге-патяй высекать искры. Сколько искр, столько родилось добрых духов-оазисов...
75. Но и Шайтан не растерялся. Он нашел в земле два кремня и стал высекать ими злой огонь. Сколько искр, столько чертей, леших,
76. бесов, болезней, злых ветров и вообще злых дел... Но добрые духи-
77. -озаисы с ними борются и борьба эта вечна. И до сих пор Анге-патяй и Шайтан высекают огонь, и от того с каждым днем умножаются как добрые, так и злые духи, сообразно тому, как размножаются люди,
78. животные и растения...
78а. По этой картине видно, сколь непросто и гармонично устроен мир мордовского духа. Его несомненный идеал, его коммунизм - вечный пчельник.
79. Его красота - живой и разнообразный лес цветов, жизнь людей в гармонии с природой и мире с соседями. Такой идеал, как завет жизни, существовал у всех народов мира, и мы обязаны постоянно
80. возвращать себя к нему на опасном пути технического прогресса и расширения...
81. Особенно удивляет и привлекает в мордовской картине мира сочетание и единства всего живущего - Волей Единого Космоса и его извечно дуалистический, лучше сказать - диалогичный характер спора Злого с Добрым в каждой частичке и, наконец, благоговение перед всем живущим, ощущение всеобщности жизни и ее равенства во всех своих проявлениях - от людей до вод и гop... Доказать сейчас нельзя, но утеря людьми этих представлений в пользу какой-либо односторонности или гордости означает не только духовное обеднение, но и угрозу общего вырождения и смерти.
82. Рассмотрим чуть подробней отношения трех самых первых богов мордовской Троицы, точнее, триады
83. Итак, при всем своем язычестве мордва, оказывается, "веровала в единого верховного Бога, Чама-паз, от которого зависит весь видимый и невидимый мир, ?, без начала и конца. Видеть его нельзя ни людям, ни даже подчиненным богам. Как он живет, никто не знает. На философском языке - это всеобщий Природный Закон, Бесконечность, Космос, обладающий, конечно, Разумом и Добротой. Ведь согласно правилам обычной логики - Всеобщее должно обладать всем, в том числе Разумом и Добротой.
84. Чама-паз любит созданный им мир, но чтобы человек не развратился, он допустил существование воспитующего зла, оппозицию чертей. Очень любопытно сказание о первом творении Чама-паза - Шайтане:
85. "Однажды, когда ничего еще не было на свете, кроме одной воды, плыл Чама-паз на камне по морю и размышлял сам с собой, как сотворить видимый мир и как управлять им. Тут он сказал: "Нет у меня ни брата, ни товарища, с кем бы я мог посоветоваться об этом".
86. И при этих словах плюнул с досады в море и поплыл дальше. А слюна превратилась в огромный бугор и плывет следом. Ударил Чама-паз его жезлом, чтобы уничтожить, а тотчас из него выскочил Шайтан: "Я рад быть твоим братом". - "Ну, хорошо, будь мне хоть не братом, а товарищем. Давай творить землю... Нырни на дно, достань песку, из него землю сделаем. Только помяни там имя мое..."
88.Но гордый, набивающийся в братья Шайтан не желает молиться, и
потому на дне взамен песка донная земля опаляет его два раза пламенем. И вот продолжение диалога высоких сторон -
89. "Да помянул ли ты, товарищ, имя мое?" - Шайтан, делать нечего, сознался. - "Чье же имя ты помянул, товарищ?" - "Свое, братец". "Слушай же, товарищ, ступай ты третий раз на дно моря и возьми там песку, только помни, товарищ, что если ты не помянешь моего
90. имени, огонь тебя совсем спалит и не останется от тебя ничего". Шайтан в третий раз спустился на дно... помянул имя Чама-паза и без всякой помехи набрал полон рот песку, вынырнул на
91. поверхность моря, он отдал песок Чама-пазу, но не весь, часть его утаил у себя за щекой, думая себе: "Пусть брат мой творит свою землю, а я - сотворю свою. Чама-паз стал разбрасывать по морю песок и он, увеличиваясь, делался землей... но вырастала и земля за щекой
92. Шайтана. Его нестерпимо раздуло и он заревел страшным голосом. "Что ты кричишь, товарищ?" - спросил Чама-паз. Шайтану делать нечего, покаялся. Тогда Чама-паз ударил его по голове и сказал: "Выплюнь песок, товарищ, и исцелись от болезни". Шайтан стал выплевывать
93. песок изо рта, но так сильно, что ...неокрепшая еще земля поколебалась, отчего произошли ямы, овраги и долины, а из выплюнутого песка - бугры, холмы, горы... Чама-паз сказал Шайтану: "Нет, не можешь
94. ты быть мне товарищем, ты зол, а я добр; будь же ты проклят и ступай на дно морское в преисподню, в тот самый огонь, что опалил тебя за то, что, по гордости, не хотел ты помянуть имени творца твоего. Сиди там и мучься на веки веков..." Эта мордовская легенда интересна не только пророческим угадыванием взаимоотношений наших главных революционных вождей, вроде: "Товарищ Троцкий, как дела с трудовыми армиями? Да поминаете ли Вы достаточно имя нашего Ленина?" -
95. сколько своим вечным содержанием: первым творением Космоса оказывается зло развития, оппозиции, антитезис, как необходимый стимул к развитию. Вот еще дополнения ко дням творения мира:
96. "Когда он творил, Шайтан, по злобе своей, всячески старался испортить каждое творение, но премудрость Чама-паза каждый раз порчу Шайтана обращала на добро. Так, когда было создано небо, оно было чистое, голубое, Шайтан набросал на него черных туч. Чама-паз не очистил небо от туч, но вложил в них дождь и велел им орошать землю, отчего она сделалась плодородной.
97. Чама-паз создал реки с гладкой, светлой поверхностью; Шайтан напустил на них ветры и произвел волнение, но Чама-паз построил барку, сделал руль и весла, сшил парус и научил людей судоходству... Сама земля из рук Чама-паза вышла гладкая, ровная. Но Шайтан набросал
98. на нее земли, отчего образовались горы, камни, овраги... Но
99. Чама-паз поправил порчу, положил в горы золота, серебра, железа и драгоценных каменьев, из камней научил людей делать жернова, а овраги
100. заполнил водой, отчего произошло множество речек. Чама-паз создал землю, покрытую прекрасными деревьями, как сад какой, но Шайтан поднял бурю и повалил множество деревьев; Чама-паз оставшиеся от того
102. пустые места обратил в пашни и луга и научил людей землепашеству и сенокошению".
102. Только в ответ на происки и поиски товарища Шайтана Чама-паз оказался способным создать истинного творца - первую женщину - Анге-патяй. Она скромна, почтительна к верховному отцу, чадолюбива и непримирима к Шайтану, болезням и смерти, хотя и не посягает на его сферы влияния, а лишь противостоит его Злу.
103. Мордовская основа просвечивает не только под извечной любовью православной России к Богородице, но и под ее еще более инстинктивным отвращением к оппозиции, как к исчадию ада, Шайтану...
104. И в буддизме, и в христианстве, и у мордвы высшее начало - Будда, Саваоф, Чама-паз - Космос хоть добры, но пассивны. Мир созидается с помощью зла-разрушения, и эту правду тысячелетних религий надо
105. понять и принять. Губительно следование только абсолютным этическим заповедям, забывая высшую цель - существовать и развиваться.
106. А для этого необходим товарищ Шайтан...Кстати, по сказаниям эрзи, именно Шайтан надумал сначала сделать
107. человека по образу Бога и долго мучился. Потом украв полотенце Чама-паза, соорудил-таки по нему человека, но не мог в него вдунуть душу живую. Бился он, бился, и уже хотел было разрушить свое творение, но
108. Чама-паз сказал: "Убирайся ты, проклятый Шайтан, в пропасть огненную, я и без тебя сотворю человека. А Шайтан отвечал: "Я хоть подле постою,
109. когда ты будешь класть в него живую душу, ведь я его работал и на мою долю из человека что-нибудь надо дать, a то, как хочешь,
110. братец Чама-паз, будет мне обидно, а тебе нечестно". Спорили они, спорили, наконец, Чама-пазу надоело: "Слушай, Шайтан, давай делить человека: образ и душа мои будут, а тело - твое". Шайтан поспорил-поспорил, но должен был согласиться, потому что Чама-паз, не в пример,
111. сильнее его. Оттого, когда человек умирает, душа с образом и подобием идет в небеса к Чама-пазу, а тело, лишаясь души, теряет и подобие божие и идет в землю на добычу Шайтану".
112. А вот мордовское сказание о золотом веке и грехопадении людей. "Первые люди находились в блаженном состоянии. Скота у них было множество, земля не требовала удобрений, а урожаи были сам-тысячные, на каждом дереве в лесу борти с пчелами были, все люди были богаты и имущество у всех было равное. Чама-паз послал
113. для управления людьми Нишке-паза, которого даже назвал своим сыном Инечи-пазом. Он жил на земле в образе человека и помогал людям во всем, лечил, погоду посылал. И не было меж людьми ни ссор, ни вражды. Все это отвращал Нишке-паз, ходивший по деревням и поучавший людей добру. Нарушил золотой век людей, открыв им альтернативу дурных дел, конечно, Шайтан. Он научил их делать медовуху, варить пиво, курить вино.
114. Пошли ссоры, вражда, драки и даже убийства. Добрые увещевания Нишке-паза о запрете на вино и ссоры перестали слушать, стали смеяться, плевать, бить и гонять из деревни в деревню. Сами выбрали себе начальников, но от того драки еще увеличились и, по наущению Шайтана, люди мучили и убили Сына Божьего, чтоб не мешал им веселиться и драться. Обретенная свобода сразу обернулась во зло.
115. После убийства мертвый Нишке-паз восстал и вознесся на небо, сказав людям: "Не хотели со мной в добре жить, без меня вам хуже будет".
116. И как только сказал он эти слова, солнце стало светить в 7 раз меньше, зима стала в 7 раз суровей, земля стала требовать удобрений и
117. труда, а урожаи уменьшились, скот пал, осталась - малость... Чтобы держать меж людьми порядок, Чама-паз назначил над народами царей, князей, судей и других начальников и дал им власть за дурные дела сажать в тюрьмы, бить кнутом и плетьми, смертью казнить.
118. Такова плата людей за свободу своих поступков. Да, человеческая свобода, как и знание добра и зла - тоже, оказывается, дело рук Шайтана. Но это не отменяет и человеческой тоски по утерянному земному раю и желание возвратить собственным трудом золотой век, время правления сына Божьего, мудрого Нишке-паза, бога света и пчел.
119. Пустынны сегодня монастырские корпуса. Может, и неосторожны наши надежды, что мордовские верования станут мировым кладезем мудрости и идеалов... Ну, а болдинское чудо Пушкина?
120. А чудо появления в мировой скульптуре мордвина Эрзи? Вековой опыт жизни в лесу и резьбы по дереву как бы перелился неожиданно в глубокое понимание
121. психологии современных людей. Так, во всяком случае, рассудил мир.
122. Далеко видно с колокольни Санаксарского монастыря. Красива Мокша и вся мордовская земля. Та самая, что удержалась под нивелирующим катком московского самодержавия и православия.
123. И хоть потеряла и независимость, а во многом - и землю, и начальную веру (из языческой была переведена в православие), да и сейчас вынуждена терпеть на себе всяческие зоны, но - ведь многое и сохранила. И может помочь нашему демократическому возрождению. Вспомним в последний раз мордовские сказания.
124. Изначальная мордовская веротерпимость: "Когда люди размножились, Чама-паз разделил их на народы и каждому народу дал свой язык и свою веру. Люди веруют одному и тому же Богу, но различно друг от друга. Мордва говорит: как в лесу каждое дерево имеет свой особый лист
125. и свой особый цвет, так и каждый народ имеет свою веру и свой язык. Веры все угодны Богу, потому что им самим даны, и потому переходить из одной веры в другую грешно".
126. Этот изначальный принцип веротерпимости сегодня следует дополнить разноверием в пределах любого народа и общества - и получится самый главный принцип современного цивилизованного общества, реального признания которого нам, русским, до сих пор не хватает.
127. Мало кто допускает мысль о том, что мордва может чему-то учить русских. Но что же делать, если дело обстоит именно так. Если судьбой было предопределено, что 6 веков подряд, начиная с Куликовской
128. битвы, именно русские служили главным пушечным мясом и строительным камнем для расширения и укрепления величайшей в мире империи и потому выжгли в себе почти дотла все первоначальные основы гармоничного природного, свободно-коммунистичного существования, так что иным сама эта выжженность и твердокаменность кажутся исконными чертами русских людей - самодержавие, православие, народность - одна вера, один вождь...
129. Но что же делать, если расширяться дальше некуда, а земля круглая, замкнутая, а враги не вечны и приходится жить с природой и соседями в равновесии? Вот тут-то и пригодится нам опыт мордовской
130. части нашей российской души, вот тут-то и потянет нас съездить в Санаксарский монастырь и его заповедные леса...
131. В город Краснослободск (1626) мы попали по пути и на перекладных в Саранск.
132. С начала 17-го века небольшая сторожевая крепость в диком поле на Мокше, с петровских времен - небольшой уездный, а сейчас по мордовским понятиям средний районный центр, славный
133. яблоками и красивым местом.
134. Саранск - столица Мордовии B мордовскую столицу мы приехали поздно вечером, и времени у нас осталось только, чтобы пройтись центральными улицам и на лесной
135. окраине городских Черемушек поставить палатку. Ночлег
136. А ранним утром, с восходом солнца, отправились на осмотр совершенно нового, почти сплошь социалистического города.
137. Начали мы свою экскурсию с поисков краеведческого музея в бывшей Трехсвятительской церкви 18 столетия, оказавшимся, к сожалению, закрытым, так что знание саранской истории нам пришлась пополнять только из книг.
138. Засечная крепость на тихой речке Инсар была поставлена в 1641г. воеводой Саввой Козловским на пересечении дорог из Крыма в Нижний Новгород и с Каспия на Москву - и это дало ей возможность вырасти
139. в начале нашего века в довольно крупный уездный город, центр знаменитой
140. тогда Саранской ярмарки. Базарная площадь близ Кремля стала соборной площадью с множеством часовен, церквей и монастырских подворий рядом с торговыми рядами и балаганами...
141. Сегодня прежнего Саранска просто нет, а автор путеводителя пишет: "Саранский кремль размещался на бывшей Соборной площади, здание последнего собора было разобрано в начале 30-х годов... В наше время, когда город вырос и еще вырастет, проводить здесь многолюдные митинги и демонстрации стало затруднительно, потому и возникла необходимость снести отстоявшие свой век малоэтажные дома... Теперь эта площадь носит название Советской. Она украшена 6-тиэтажным монументальным зданием Дома Совета и величественным памятником Ленину."
142. И продолжает профессор: "От эпохи капитализма сохранилось здание присутственных мест, построенное в 1816 г. по проекту русского акад.Захарова. Нa нем - мемориальная доска в честь посещения Салтыковым-Щедриным.
143. Теперь едва ли не на пальцах можно сосчитать уцелевшие в Саранске старые здания вроде этого архива. Но ведь пишет профессор: "А бывшие саранские ряды, которые напоминали о большом торговом значении города, были разобраны в начале 30-х годов нашего века, а кирпич использован для нового строительства".
144. Даже о доме купца Умнова, где был сначала клуб дворянства и выступали артисты, а потом стал клуб коммунистов и собирались вооруженные красноармейцы, сообщается совершенно спокойно: "Здание разобрано в 1979 году".
145. А ведь в Саранске воспитывался поэт Полежаев, бывали писатели Долгоруков, Загоскин, Огарев, Костомаров, Л.Н.Толстой - но все памятные дома
146. заменены мемориальными досками на новых...
Военная история Саранска почти вся сводится к участию в бунтах Разина и Пугачева, особенно впечатляет последнее.
147. 1773 г. Уже на спаде восстания, убегая от преследования, Пугачев на подходе к Саранску был встречен колокольным звоном всех 20-ти его церквей, духовенством во главе с архимандритом Александром и многими тысячами горожан, купцов и крестьян, женщин и детей. С ликованием
148. приветствовали они уничтожение Пугачевым саранского пыточного и лобного места и скорую расправу с дворянами. 300 человек было повешено, среди них 7 мальчиков-братьев. Около музея сохранилась так называемая "Пугачевская палатка", дом в усадьбе воеводы Каменицкого, где Пугачев устраивал пиры и казнил...
149. Но в народной памяти имя Пугачева осталось связанным не с ужасом, а с радостью освобождения и мести, воскресшей в великом 17-м году.
150. Больше всего нас поразило присоединение к Пугачеву саранского духовенства почти в полном составе. Сегодня в мордовской столице мы увидели лишь две действующие церкви - под музеем, и вот эту,
151. затерянную в многоэтажных домах и улицах с новыми названиями. И пишет путеводитель: "Переименованы улицы с церковными названиями: вместо Духосвятской теперь Большевистская, вместо 1 Богословской - Демократическая, на месте Рождественской проспект Ленина, бывшая Трехсвятская именуется Московской, Троицкая - Володарской, Успенская - Красноармейской, Предтеченская - Саранской.
152. Ц.Иоанна БогословаНу, а тогда крамольный характер саранского духовенства был вызван, наверное, влиянием настроением языческой мордовской паствы. Саранское духовенство становилось то пугачевским, то большевистским. И потому, может, среди них появился и патриарх Никон-мордвин, ставящий себя выше царя, и Александр, присягнувший Пугачеву.
153. Кузьма Алексеев Были среди крещеной мордвы и такие, как Кузьма Алексеев, который в 1810 г. был провозглашен сыном Грома Пургаз-паза (русские звали его мордовский Кузька-бог). Это был народный пророк. На старомордовских молянах он проповедовал, что барщина и оброк будут отменены, а мордва станет свободна наравне со всеми. Ненасильственное в основе движение мордовских протестантов было жестоко
154. подавлено при культурном Александре I - плетьми, вырезанием ноздрей, клеймением и вечной каторгой. Не избежал тяжелого наказания солдатчиною и воспитанник саранского мещанина Александр Полежаев. Это он стал прямым продолжателем декабристской вольной поэзии:
155. ...Изменила судьба.
Навсегда решена /С самовластьем борьба.
И родная страна /Палачу отдана.
...В России чтут /Царя и кнут,
В ней царь с кнутом /Как поп с крестом...
156. И потому нам кажется естественным активное участие мордвы в революциях 5 и 17 годов. Революционные памятники города могут напомнить
157. нам и о гибели дикой красной дивизии Гая, и о корпусе Миронова-Мигулина, и о гибели продразвестчиков от собранных набатом якобы мордовских
158. "кулаков". В книге Федина "Города и люди" такие волнения мордвы описываются по-иному - как движение мордвы на выход из советской федерации под водительством германского офицера. Вот конец его манифеста: "Мордовский народ борется за право свободно распоряжаться своей судьбой. Он не вмешивается в дела великого русского народа, но силой оружия требует, чтобы большевистская власть признала его право на землю, веру, независимость и равенство со всеми другими свободными народами... Друг мордовской свободы, командующий ополчением Маркграф фон цур Мюлен Шенау".
159. Морд. АССР Но, вопреки уверениям немецкого графа, свою первую государственность мордва получила именно от большевиков, пусть не полную, а только автономную - но свои правительство, печать, свой университет.
160. Мать-Мордовия Нo расцвела ли от этого мордовская нация за 60 лет? В Союзе было 1400 тыс. мордвинов, стало - 1190 тыс., в самой же Мордовии было 500 тыс., стало 330 тыс. - Процесс русификации не остановился, этнографически и демографически народ вымирает.
161. Но сейчас русские в Саранске жалуются: "Дерзкой стала мордовская молодежь" И причина тому ясна - мордвины уходят в город и становятся русскими.
162. Даже преподавание мордовского языка не спасает. Во всем городе мы видели только одну надпись на двух мордовских языках, да и та здравица в честь партии.
163. Для нас очевидно: язык и культура мордовских крестьян умирают.Так что же, выходит, неудачен был опыт советской Мордовии и политики пестования малых национальностей? - Нет, мы не думаем, что американский путь индейских резерваций лучше - ни в коем случае. Мордовская культура должна была выдержать сравнение и даже столкновение с русским и мировым просвещением на равных.
164. И даже если случится худшее, и мордва сама естественным образом потеряет свой язык и самоназвание, то не пропадут усилия сегодняшних творцов ее культуры и наше к ним расположение. Мы все станем больше мордвинами.
165. Музей искусства, музей деревянной скульптуры Эрзи не открылся для нас, мы просто не дождались урочного часа, т.к. боялись не увидеть Болдино и Арзамас. К тому же не хотели в спешке завершать знакомство
166. со второй, уже мировой жизнью мордовского духа. Пусть этo знакомство с
167. нашей собственной, языческой душой останется на будущее надеждой на большее понимание и улучшение самих себя.
168. г.Починки. 110 км до Б.БолдиноРейсовый автобус вывез нас за пределы республики за 1,5 часа в райцентр Починки, а дальше - еще двумя автобусами мы доехали до
169. Болдина, до нашей итоговой литературной темы "Пушкин как великий мордовский поэт". Что и говорить, эти слова могут показаться нахальным вызовом общеизвестным фактам.
170. Правда, Болдино стоит на древней мордовский земле, получено родом Пушкиных еще от самого Ивана Грозного, так что за три с лишним века хозяйствования в родовом Болдино Пушкины вполне могли набраться если не мордовскoй крови (это не важно), то мордовского духа и душевных предпочтений.
171. Во всяком случае, именно здесь, в родовой вотчине, выливаются у Пушкина формирующие нас мысли о связи смерти и Родины:
Обнажено /Святое смерти пепелище, /И степью лишь окружено.
И мимо вечного ночлега /Дорога сельская лежит.
172. А потом:
Два чувства дивно близки нам, /В них сердце обретает пищу:
Любовь к родному пепелищу, /Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня! /Земля была б без них мертва,
Как без живой воды пустыня, /И как алтарь без божества...
173. Да, Александр Пушкин родился в Москве, скитался по стране и жил в Петербурге, но вот в Болдино он ощутил себя настоящим хозяином, наследником древнего рода, и с гордостью, в пример всем нам, сформулировал: "Я просто русский мещанин!"
174. Уже давно всем русским поколениям понятно, что Пушкин был и будет только один, как самая главная часть нашей души, и мы все не можем мы внимательно вслушаться в строки, родившиеся в первую болдинскую осень при разборе старинных грамот:
175. Моя родословная:
Понятна мне времен превратность, /Не прекословлю право ей,
У нас нова рожденьем знатность, /И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок /И по несчастью, не один,
Бояр старинных я потомок; /Я, братцы, мелкий мещанин.
176. Болд. ц. деда Пушкина
Не торговал мой дед блинами,/Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками, /В князья не прыгал из хохлов.
И не был беглым он солдатом /Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?/Я, слава Богу, мещанин.
177. Мой предок Рача мышцей бранной /Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный /Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями; /Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками /Нижегородский мещанин...
178....Упрямства дух нам всем подгадил: /В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил - /И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой: /Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой /Счастлив покорный мещанин.
179.Мой дед, когда мятеж поднялся, /Среди петергофского двора,
Kaк Миних, верен оставался /Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы /А дед мой в крепость, в карантин.
И присмирел наш род суровый, /И я родился мещанин.
180.Под гербовой моей печатью /Я кипу грамот схоронил.
И не якшаюсь с новой знатью /И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец, Я Пушкин просто, не Мусин...
Я не богач, не царедворец, /Я сам большой: я мещанин.
181. Вот этот барский дом и есть болдинская усадьба, чуть расширенная потомками Пушкина. В связи с предстоящей женитьбой отец выделил Пушкину двести душ крестьян в Болдино и соседней Кистеневке. Ему надо было вступить в наследование - а получилось
182. ко всей этой прозе "чудо болдинской осени". За три ее месяца он создал 30 с лишним стихотворений, две последние главы своего главного романа "Онегин", "Маленькие трагедии" и "Пиковую даму"; "Повести Белкина" и "Историю села Горюхина", "Сказку о Балде" и т.д. Огромное разнообразие сюжетов и историй, бродивших и зревших в его душе, на болдинской родовой почве вдруг счастливо и свободно реализовались:
183.И мысли в голове волнуются в отваге,
И ритмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
184. Конечно, не только земля предков, уединенная осень, но и внутренняя перестройка перед ожиданием семейного счастья и крутого перелома жизни вызвали творческую плодовитость в тот главный Пушкинский приезд.
185. Мы, конечно, не торопились в самом музейном доме, бродили по его пустынным залам, уставленным в основном стендами с факсимиле созданных здесь рукописей. Дом показался нам слишком
186. велик для поэта и роскошно обставлен. По этой обстановке трудно представить его болдинский режим, о котором он писал жене уже во второй
187. свой приезд: " Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3 часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. Вот тебе мой день, а все на одно лицо..."
188. Ну, хорошо, а при чем тут Мордовия, причем тут Пушкин, как мордовский поэт? Вы скажете, что он и не отличал мордву от всех иных инородцев, а своих крестьян почитал просто за русских? - Может, и так. Но вспомним: Пушкин имел жадный интерес ко всем странам и народам, с которыми довелось ему соприкоснуться, обладал чутким слухом на местную речь и таким даром сопереживания, что в Молдавии он становился цыганом и молдаваном, в Крыму - татарином, на Кавказе - черкесом или турком. Поэтому и в Болдино он не мог не уловить мордовской первоосновы этой земли и живущих на ней крестьян - и не выразить ее в
189. стихах. Уж если негры в Африке считают Пушкина великими негритянским поэтом (a он и вправду в иное жаркое лето в Петербурге говаривал: "А у нас в Африке еще жарче"), то считать Пушкина мордовским поэтом
190. оснований гораздо больше. "Бесы", как пример Болдино, 1830
...Вижу: духи собралися /Средь белеющих равнин.
191. Бесконечны, безобразны, /В мутной месяца игре
Закружились бесы разны, /Словно листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят? /Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят, /Ведьму ль замуж выдают?
192. Мчатся тучи, вьются тучи; /Невидимкою луна
Освещает снег летучий; /Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем /В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем /Надрывая сердце мне...
193. А вот совсем иной мордовский сюжет, наверняка подслушанный Пушкиным на болдинских базарах - "Сказка о попе и работнике его Балде"...
194. Здесь тоже действуют бесы - но какие-то домашние и смешные (может, из барского пруда), они только помогают молодцу развернуть свои
194а. силы и смекалку. Но самое смешное, что в этой сказке впервые в нашей литературе раскрыт образ русского пролетария-батрака
195. по имени Балда и его расправа с жадным попом за малую зарплату...
196. Второй раз Пушкин приезжает сюда через 3 года по дороге с Поволжья и Урала, где он собирал материалы к истории пугачевского бунта и
197. уже ожидал болдинского вдохновения. И надежды его осуществились. За полтора месяца он разбирает пугачевские материалы, переводит баллады Мицкевича, пишет "Анджело", сказки о "Мертвой царевне", о "Рыбаке и рыбке", стихи и, самое главное - "Медный всадник".
198. Здесь у Пушкина вызрело решение уехать в деревню навсегда с семьей, чтобы иметь свободу для творчества и возможность простой и трудовой
199. жизни. Жене он пишет:
Пора, мой друг! пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
200.Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить... И глядь - как раз - умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
201. В июне 34 года Пушкин пытается осуществить "побег", подает прошение об отставке, но под влиянием недовольства царя и друзей, угрозы отстранения от архивов и безденежья, откладывает этот проект до лучших времен, решая прежде подготовиться экономически,
202. разобраться в жалобах болдинских крестьян: "У нас хорошего распоряжения никогда не было, дожили: одна изба на две семьи, одна лошадь на два тягла".
203. Он решает реально попробовать "управлять", живя по собственным заветам:
Мне жаль, что мы руке наемной /Дозволя грабить свой доход,
С трудом ярем заботы темной /Влачим в столице круглый год.
Что не живем семьею дружной /В довольстве, в тишине досужной,
Старея близ могил родных, /В своих поместьях родовых.
204. В сентябре 1834 года он приезжает в Болдино последний и, наверное, самый неудачный раз. Теперь, из-за ремонта дома, он поселяется прямо
205. в вотчинной конторе, рядом со счетными делами и крестьянской расправой, и занимается "экономикой" очень усердно. Во всяком случае, из стихов в этот приезд была написана лишь одна "Сказка о золотом петушке" - Сказка ложь, да в нем намек, добрым молодцам урок". Обстановка последнего пушкинского пребывания в Болдине, на родовой земле, его последний помещичий кабинет, последняя попытка.
206. Но что это за дела? - по крохам собираются оброчные деньги, продукты, полотна, выкупы - на уплату 180 тысяч долгов по имению, необходимых хозяйственных расходов: на доход самому барину ...И сплошные жалобы и просьбы Христа-ради... и расправы розгами за недоимки и иные провинности. В "Истории села Горюхина" Пушкин изображает пример вотчинных записей: "4 мая. Снег. Тришка за грубость бит.
207. 6 - корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 - погода ясная. 9 - дождь и снег. Тришка бит по погоде" - прямой пересказ болдинских записей вроде: "Тимофей Пядышев выдавал пуговицы вместе четвертаков - 40 розог... родился бычок"...
Ну что тут мог делать великий поэт, певец вольности народной и хозяин этих крепостных душ? - Отменить наказания - и тем расстроить враз все имение? - Он чувствует себя бессильным, и уже через 2 недели,
208. 1 октября, он уезжает. А в мае 1835 года навсегда отказывается от управления Болдиным.
208. Наверное, этой болдинской неудачей была подорвана экономическая основа пушкинской надежды на достойную жизнь независимым помещиком. Несмотря на все желание вписаться в реальность родины, любить ее как есть, с серостью и бедностью, жизнь его не вписывалась в крепостническую деревню... Да, он жил за счет крепостных, хотя своим творчеством вернул русским детям сторицей за труды их отцов, но
209. достойной жизни деревенским помещиком - не получалось. "И черт меня дернул родиться в России с душой и талантом".
210. Оставалось только продолжать жизнь придворного поэта или - умереть...
Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
Готовый век трунить над нашей томной музой,
Поди-ка сюда, присядь-ка ты со мной,
Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой.
211.Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? Где темные леса?
212. Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора.
Два только деревца, и то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено.
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
213. Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он: несет под мышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка.
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! Давно бы схоронил...
...Что ж ты нахмурился? нельзя ли блажь оставить
И песенкою нас веселой позабавить? -
214. На Арзамас Горьковским автобусом мы покатили к поезду на Москву. Кругом тянулись леса уже не черноземной, а поволжской земли. Наш длинный маршрут по южной России был завершен вечером 19 августа - прикосновением к собственным первоосновам - мордовским и пушкинским. Наверное, это был самый трудный в нашей жизни траверс по вершинам российской культуры и завершался он естественно и символично. Только бы хватило ума додумать, способностей - договорить, жизненных сил - дойти, совершить...
215. А вечернее краткое знакомство со старым Арзамасом в перерыве - между кошмарными штурмами билетных касс и просто при вглядывании на эти кадры послужат нам эпилогом ко всей серии фильмов о черноземной России.
216. Сов. энц.словарь относит основание Арзамаса к 1578 году - приезда воеводы Ивана Грозного. Словарь Брокгауза, наверное, более точен: "Арзамас - Орземас (в переводе - "земля Эрзи") принадлежит к древнейшим мордовским поселениям в Нижегородской губернии... Так, еще в 1366 году город был разгромлен булгарами, а потом восстановлен казанскими татарами. Русские устроили в нем деревянный острог, а с 1779 года назначили центром уезда.
217. Город на высоком берегу речки Теши: гордый своими 30-тью церквами, 7 монастырями, Алексеевским женским общежитием представлял
218. раньше живописную панораму. Сегодня церквей осталось совсем мало, но каждая из них приводит в восхищение. Вот этот Преображенский храм Спасского монастыря 1640г.
219. И, особенно, огромный Воскресенский собор, выстроенный арзамасцами по проекту местного акад. Коринфского 1814-1840гг., а рядом с ним - Теплая церковь 1794г.,
220. Как и весь ансамбль старинной рыночной площади сохранился на рубеже 18-19 столетий, эпохи торгового расцвета Арзамаса, когда по числу жителей и экономическому значению он почти догнал сам Нижний Новгород, стал центром южной части губернии, как будто брал реванш за старые мордовские обиды.
221. Это магистрат - единственно сохранившееся в России здание такого рода - выборный орган городского самоуправления. И ведь именно в Арзамасе сохранился. Как будто протестующая кровь разоренной мордвы, казненных булавинцев и разинцев, Алены Арзамасской свернулась в этом здании скрепляющим цементом для городской свободы.
222. Только из старинного свидетельства английского моряка мы узнали о монахине Алене, командовавшей у Стеньки Разина 7 тысячами повстанцев и храбро дравшейся до конца. Она была сожжена кн.Долгоруковым заживо. Перед смертью осенила себя крестом и спокойно легла на костер.
223. Но России Арзамас был известен не только монастырями и кожевенными заводами. Он уверенно вписал свое имя и в историю русского художества и русской литературы. А началась эта высокая карьера с
224. обыкновенного гуся необыкновенной арзамасской породы, выведенной потомками трудолюбивых эрзя. И вот, в этом городе, известном петербуржцам
225. в основном своими жирными гусями, местный уроженец и академик Александр Ступин устраивает художественную школу для воспитания учителей рисования и мастеров церковной росписи икон. Школа существовала с начала века до 1861 г. и сделала много добра. Ступин, однако, пользовался покровительством известного русофила адмирала Шишкова и потому попал под язвительную критику тогдашних западников, сторонников Карамзина. Они очень потешались над самой мыслью основать "арзамасскую академию художеств" и в пику шишковистам свое литературное объединение
226. в 1815г. назвали "Арзамас", выбрав эмблемой арзамасского гуся. Членами этой известной школы художественного и гражданского свободомыслия, каждый под веселой кличкой, были: Батюшков-Ахилл, Вяземский-Асмодей, Давыдов-Армянин, Жуковский-Светлана, Пушкин-Сверчок.
227. Пушкин был принят в "Арзамас" еще лицеистом, начинающим поэтом. Под непосредственным и преобладающим влиянием эпиграмм и шуток "Арзамаса" сложилось его миросозерцание. До самых 30-х годов в письмах друзьям Пушкин именовал себя Арзамасцем и Сверчком, подтверждая нашу догадку, что не только в болдинской части жизни; но и в самом ее начале, через насмешку, он был прикосновенен к глубинной российской, т.е. мордовской почве.
228. Воскресенский собор в центре площади, собрат Исаакиевского в Петербурге и Христа-Cпасителя в Москве - по масштабам и значению -
229. главная память города. Он расписан Ступиным и его учениками, в нем и соседних церквях - труды арзамасской школы художеств и всего населения от каменщиков до гусеводов.
230. В нем - гробница Серафима Саровского, того самого святого, чей монастырь сейчас поглощен таинственным Арзамасом-16...
231. Темнота сгущается и не дает нам возможности следовать по улицам, где ходили Пушкин в поисках себя и России, Мельников-Печерский в исследовании мордвы, Чернышевский на пути из Саратова в Петербург, к великим испытаниям и великoй судьбе,
232. где Толстой в гостинице испытал "арзамасский ужас", страх перед смертью, который заставил его понять неправильность своей жизни и повернуть ее к поискам веры,
233. где Короленко исследовал истоки арзамасского народного сопротивления в очерке "Божьи домики", где жил в ссылке
234. Горький, где бывали Андреев, Скиталец, Серафимович, Паустовский,
235. вплоть до выросшего здесь из мальчишки и секретного сотрудника ЧК - Голикова - знаменитого писателя Аркадия Гайдара.
236. Но как бы ни была богата культурная история Арзамаса, для меня незабываема, прежде всего, его многолюдная старая площадь, так схожая с центральными рыночными площадями западноевропейских городов. Этo удивительно: нам нужно было проехать 12 южнорусских областей в поисках своеобразия и отличия, чтобы в самом восточном, русско-мордовском городе увидеть магистрат, убедиться, что чем ближе к
237. первоосновам - тем западней. И вспыхивает острое чувство любви к этим старым камням, сохранившим нам архитектурные и эстетические души предков. И любовь к нынешним людям, хранящим прошлое и старающимся улучшать свою и нашу общую жизнь.
238. Становится совсем темно, а все не хочется расставаться с Арзамасом, с Мордовией, с Россией, такой богатой духом и такой разнообразной. Не хочется уезжать отсюда недодуманным и недоделанным в московскую обыденность.
239. Не хочется - а надо. И лишь дождавшись полной темноты, исчерпав последние минуты, мы отправляемся в обратный путь.
Конец