83. ч. II. г.Пермь
84. За миллионная Пермь, хотя и много моложе Кирова, но гораздо больше и государственней его. Бывший Молотов уж никак не назовешь милой
85. Пермью... Но вот древняя название Великая Пермь, как нельзя более ей соответствует - и по виду, и по исторический привычке. Ведь в языческие времена и позже Пермью Великой звали весь северный и средний Урал и ее столицу Чердынь.
86. Нет, начнем не так. В Пермь мы приехали из Вятки ранним пасмурным утром, и первый час просто катались на автобусе по дождливому многоэтажному городу и ожидали, не появится ли чувство близости к нему - ведь тут живут мои троюродные сестры - но не получалось.
87. Заехали на неожиданную окраину города, где в одном из его глубоких оврагов, как в яме , садоводческие участки и люди на них... А неподалеку
88. звонил воскресный колокол и созывал верующих на престольный праздник. И мы за ними потянулись. И поприсутствовали вместе со
89. старопермским народом, да нет, с кучкой старых женщин в платочках, на въезде самого архиепископа пермского.
90. А потом, сумрачные и недовольные, вернулись в
91. Пермь современную, многоэтажную, официальную и холодную...
92. Расскажем об истории по порядку, как узнали ее в краеведческом музее, расположенном в самом центре города, над Камой, рядом с бывшим кафедральным собором.
93. Долгие дорусские века языческий Урал дразнил воображение европейцев баснословными богатствами. Варяги звали эту страну Биармией и мечтали о ней, как позже испанцы об Индии. Но слухи, конечно, были преувеличены. Просто уральские племена, торговавшие с азиатским югом
93а. пушниной, поколениями накопляли в своих святилищах-божницах драгоценную утварь, украшая ее серебром идолов. Разграбить эти святилища было делом одного похода.
93б. Мы сегодня не знаем, какой именно из норвежских викингов или новгородских ушкуйников свершил подвиг бесследного изъятия "закамского серебра". Знаем только, что позже московским присоединителям достались только
94. бедные пермяцкие охотники и требующие каторжного труда уральские недра... Что ж, вслед за Стефаном Пермским, прибывшим сюда в 1383 году, потом за войском Федора Пестрого в 1472 году в
98. пермских краях утвердились купцы Строгановы при Иване Грозном, а при Петре - Демидовы - две самые известные фамилии российского капитала. Они-то, собственно, и организовали гигантскую оружейную каторгу империи - Урал! А уж потом пришли казенные управители.
96. Известно, что в 1722 г., по мысли Татищева, на месте Строгановской деревни Брюханова, что у впаденья Егошихи в Каму, был основан медеплавильный завод. Наверное, лил пушки. А через полвека, по мысли другого деятеля, на месте завода был
97. устроен центр нового наместничества Пермского, а потом и губернии на весь Средний, заводской Урал. Вот и вся история.
98. Что же касается оружейных заводов, то они здесь, кажется, никогда не переводились, и нам не раз рассказывали, сколь важную роль играла подгородная Мотовилиха в артиллерийском вооружении последней войны. И как испытывали орудия, стреляя непременно через Каму.
99. Неприкрытая рабочая и патриотическая гордость звучала в этих рассказах, но почему-то кислым было наше вежливое одобрение...
100. С опасениями мы смотрели на многочисленные воинские училища, округа, части и пр. и пр. Нечеловеческая сила и мощь до сих пор как бы впечатывается в самую душу этого города,
101-102 делает его Молотовым, может, самым правильным и жутким его названием.
103. Собрание деревянной скульптуры в Пермской художественной галерееГлавной, даже мировой достопримечательностью этих мест считают собрание деревянной скульптуры в соседней с музеем Пермской художественной галерее, возродившей в искусстве Великую Пермь.
104. Одна из самых первых работ - Параскевы-Пятницы из пермского села Народ, 17-й век. Здесь особое православие, восточно-богатое, но в то же время - застывшее, деревянное, чувствуются многовековые традиции деревянных языческих идолов.
105. И еще более давние, может, тысячелетние традиции пермского звериного стиля, передавшиеся резчикам церковных иконостасов.
106. Вот еще одна скульптура 17-го века - Никола Можайский, привезенный в Пермь из села Покча. Святой с можайских, московских пределов.
107. Но история нам напоминает, что самым первым московским посланником на Урале был Стефан Великий, во временя Дмитрия Донского наложивший на Урал и Пермь православною духовную печать...
108. И началось. На месте вырубаемых священных берез строились церкви, взамен лесных богов устраивались привозные иконы.
109. Но, конечно, долго упрямились пермяки, все молились родному дереву украдкой, а когда совсем обрусели, стали вырезать из дерева уже христианских святых, сначала как идолов, потом как людей.
110-111.
112. Превращение идолов в людей произошло в руках пермяцких жителей не без влияния Европы. Учрежденная в 1757г. Петербургская Академия
113. выискивала талантливых учеников из крепостного и иного народа и отравляла в Европу на обучение к немецким и иным знаменитым резчикам. Древнее и наивное пермское искусство там и отшлифовалось до того, что мы сейчас видим.
114-116. Саваоф из г.Лысьва. Крепостной резчик Домнин XVIII в.
117. Эти шедевры были открыты миру лишь в ХХ веке подвижником
118. Серебряковым, как выразительнейшие портреты загадочной русской души. Ну, а что же мы сами видим в душе нашей?
119. Что, кроме синтеза? Кроме пермских идолов, сработанных византийской религией и западными искусствами?
120. Неужто только выражения грусти и покорности у Господа Христа
121. и воинской выправки у служителя Ангела?
122.
123. И снова мы подходим к художественной галерее в старом соборе, где под самым куполом у верхних чинов иконостаса живут
124. деревянные загадки. И снова задаемся вопросом: кто мы такие?
125. - Да, наверное, все же совокупность общественных отношений, да, синтез европейской техники и греческого православия. Но хранится
126. у нас на сокровенном донышке поклонение природе, стремление к слитности с ней, что-то от духа партии "зеленых", ну,
127. словом, пермский деревянный идол!
128. Пермь XIX века, конечно, город казенный. На распланированной громадной территории были разбросаны губернская канцелярия,
129. управление горными и военными заводами, духовная семинария и бурса,
130. и редкие жилые дома служащих.
131. Путешественникам он казался полумертвым городом, без корней.
132. Но время шло, и город оживал людьми и одухотворялся...
133-137. Мечеть 1903г. и Петропавловский собор
138. Кирилло-Мефодиевское училище А это здание под старину построено в начале века православным миссионерским обществом, когда все язычники давно уже вывелись. Зачем? Оказываемся - для обращения
139. раскольников и мусульман... Нужно ли говорить, сколь неуспешным был результат такой казенной деятельности? - И сегодня
140. на это здание смотришь скорее, как на памятник раскольникам, первым диссидентам, сыгравшим столь прогрессивную роль в освоении Урала, что позволило выжить духовно и физически не только самим людям "древлеотеческой веры", но и оставшимся в синодальном православии.
141. Бывали в Перми, конечно, и ссыльные, как бы диссиденты следующих поколений. Особо вспоминаем молодого Короленко, который
142. здесь нашел не только революционных друзей, но и благожелателей среди консерваторов в лице пермского губернатора и его друга, жандармского полковника. Но вопреки и тем, и другим, он
143. как раз в Перми осознал свой путь и стал человеком, "открыто неприсягнувшим царю", т.е. отвергшим как путь революционного
144. террора, так и согласие с самодержавием, подпольщину и ложь -
145. одновременно, на всю жизнь усвоивший линию открытого инакомыслия.
146. На здании бывшей семинарии, напротив городского кафедрала - ныне памятная доска о двух ее бывших учениках - Мамине-Сибиряке и особенно дорогом нам сказочнике Бажове.
147. О Бажове, открывшем России и самим заводчанам не только тяжесть, но и красоту творческого труда, когда им удавалось, хоть на время, уйти oт несвободы. На наш взгляд - именно Бажов -
148. настоящий уральский певец, народный писатель.
149. И как жаль, что сегодня взамен семинарий, в которых росли писатели, Пермь опять растит военную силу и мощь.
150. Страшно, когда из прежнего, едва развернувшегося разнообразия
151. вырастает к небу однообразие военных и технических кубов, предвестников
522. рабства. И кажется нам тогда, что если и было что в Перми
153. хорошего, то - в прошлом, губернском городе.
154-155. Вознесенская ц.1903г.
156. И снова мы бродим по старой части города вдоль Камской
157. набережной и поперек - разгулявшимся солнечным днем, и почему-то
158. звучит в душе надежда и уверенность...
159. Конец