170. Астрахань
171-173.
174. Ночевали мы недалеко от пристани, долго не могли уснуть, ошеломленные вечерней встречей с астраханским кремлем,
175. с ухоженностью Александровского сада при нем. Мы, конечно, и раньше слышали о его красоте, но такой мощи и богатства и такой русской церковности не ожидали после плавания по голой Волге, мимо пустынных и выжженных степей. И вдруг
175. - Астрахань, Русская Тьмутаракань на Каспии, стянувшая сегодня в себя большую часть жителей области.
176. История Когда в 1554г., через два года после разгрома Казани Иваном Грозным, к Астрахани спустилось 30-тысячное русское войско, оно не встретило сопротивления. Старинный хазарский Итиль совсем заплыл где-то волжским илом, а возникшая в
177. в пору Золотой Орды Старая Астрахань (от поселения асов тарханных, привилегированных) и ставшая центром небольшого ханства - даже не имела укреплений. Ее хан Дербыш просто покорился
178. и даже был оставлен наместником Грозного. Еще через два года его сместили, без особой войны заменили воеводой Черемисовым.
179. А тот в 1568г. перенес Астрахань на 12 км ниже - на Заячий (Долгий) остров и приступил к строительству Кремля, сначала деревянного, а в 80-е годы (ровно 400 лет назад) - каменного.
180. По мощи и неприступности стен - это третья крепость Московской Руси, после Московской и Смоленской крепостей. Иные считают, что и астраханский Кремль строил Федор Конь, но
181. документы подтверждают, что его участие свелось лишь к совету, какой брать раствор для связи в крепостных стенах кирпича из Сарай-Бату. Подлинными же зодчими Кремля были Вельяминов
182. и Губастый. Они устроили в его стенах большое количество бойниц для огнестрельного боя. История одобрила их детище: за все время Астрахань так никогда и не была взята извне.
183. Подчинялась только внутреннему возмущению. Дважды - при Стеньке Разине и при Петре I - она надолго переходила в руки восставших
184. стрельцов и горожан. Город под защитой этих стен и
185. стен-башен Белого города, а еще больше под защитой волжских проток был практически неприступен и мог вести самостоятельную
186. экономическую и культурную жизнь торговой колонии на Хвалыни - праиндийском море.
187. В центре Кремля, конечно же - высоченный Успенский собор, создаваемый вместе с городом, сначала в дереве, а к концу 16-го века - в камне. К концу же 17-го века он был перестроен
188. по проекту крепостного Мякишева в доныне сохранившееся, огромное
189. высотой и великолепием здание. По духу он подобен, конечно, Успенским храмам Московского
190. и Смоленского кремлей, но по архитектуре - Успенскому собору в Рязанском кремле, выстроенном чуть раньше крепостным
191. архитектором Бухвостовым, но еще грандиозней и разнообразнее.
192. Собор так понравился Петру I, что был взят в образец для Морского собора в Петербурге. Как будто храм первого русского города на море с его первым военным кораблем "Орел" - показывал
193. путь для русского выхода к морю на Запад.
194. Город был богат, раз мог выстроить такое чудо. К концу 19-го века в нем было еще 30 православных храмов, три монастыря, некоторые из них сохранились до сиx пор. Но что же дало Астрахани такую силу? - Конечно, торговля, пересечение путей водных и степных...
195-196.
197. Витя: Говорят, бойкое место пусто не бывает. Попав в устье Волги, русские команды по извечной привычке, почти инстинкту, как и везде, строили острог. Но если где-нибудь такое первоначальное острожное укрепление так и оставалось местной
198. тюрьмой, то в Астрахани оно вобрало в себя все прежние здесь столицы и их воскресило. Сначала, при Грозном, торговля шла хило, несмотря на все усилия англичан и всесильность Ивана, пробить путь на Восток, в Индию через русские
199. порты Архангельск и Астрахань. Но результатом было только воровское обогащение части астраханцев товарами с английских складов... Такие же неудачи преследовали и голштинцев в следующем веке - буйные Волга и Хвалынь с их неимоверными степями-просторами не принимали европейские порядки.
200. Кстати, последней из этих европейских-московских иллюзий-вожделений об удобстве волжского международного пути было суждено развеяться уже в нашем веке. Раскрывая путеводитель по Волге 38-года, мы читаем уверения, что создание водохранилищ на Волге создаст самый короткий и дешевый путь между Ираном, Афганистаном, Китаем и северной Европой, Англией. Сталин затратил тысячи и миллионы на стройки коммунизма по Большой Волге - но прошел ли по ней хоть один иностранный корабль?
200а. Зато неуклонно развивалась торговля с окрестными странами. Для местных купцов строили караван-сараи - дворы гилянские, бухарские, индийские, персидские.
201. Потом появились армяне, скоро забравшие в свои руки всю внешнюю торговлю. Указом царя Алексея Михайловича индийские купцы могли жить только в Астрахани. Так город превращался постепенно в средоточие торговли самой России с Востоком,
202. Персией и Индией. Брокгауз пишет: "Торговое сношение и соседство с Востоком дало Астрахани самое пестрое население, состоявшее из смеси азиатских пришельцев из разных мест, с незначительной примесью еврейского элемента.
203. Так, индийские купцы, не имея права по своим законам вывозить на чужбину жен, в Астрахани жили с татарками и породили особую народность под названием агрыжанских татар.
204. Кутум-канал От сожительства персов с татарками образовалось общество гилянских татар. Отдельно жили бухарские татары.
205. От армян-католиков в Астрахани сегодня сохранился величественный костел, выстроенный в 1778г., по благословению папы Пия VI, заинтересованного в пропаганде католицизма, как в южной России, так и на еще более далеком Востоке.
206. Хотя больших успехов по обращении в латынь патеры, наверно, здесь не добились, но вот известно, что в устроенной ими греко-латинской школе при костеле выучился в первого российского академика по словесности Василий Кириллович Тредиаковский - один из первых вкладов интернациональной Астрахани в развитие общерусской культуры.
207. Астрахань же XX века дала России Хлебникова.
208. От чужеземных караван-сараев осталось сейчас немного. Мы смогли зайти только в персидский сарай, до сих пор используемый по торговому назначению. Со временем они перестраивались
209. в простые подворья, потом в лавки и склады. Но нажитый в этих гигантских худжрах капитал, опыт и нравы оставались,
210. входя в традиции и души, порождая астраханское своеобразие.
211. Из 7-ми астраханских мечетей сохранилось, кажется, две. В
212. одну из них убирающие женщины нас даже пустили посмотреть
213. витражные узорчатые окна и виды с минарета. По Брокгаузу, Астрахань конца прошлого века насчитывала мусульман даже больше, чем армян - почти 12%. В основном - это потомки тех самых астраханских татар, асов, а может, и хазар, которые жили здесь и до русских. Они смешивались с
214. индусами, персами, самими русскими - и все равно оставались татарами, истинными астраханцами. И мы от души желаем всем им
215. процветания.
216. Но надо вспомнить и своих "солнышков"-калмыков, окружающих степняков. Правда, для них Астрахань изначально была чужим и даже враждебным городом. И, перечисляя его многонациональное население, Брокгауз только прибавляет: " А в окрестностях
216а. города, как и в настоящее время, встречаются кибитки калмыков и киргизов, прикочевывающих со скотом для его продажи. О значительности торговли свидетельствовали целые горы мороженой рыбы на московских рынках, табуны лошадей в десятки тысяч голов, стада калмыцкого скота на волжских караванах в 500 и более судов.
217. В начале прошлого века в Астрахани, как в столице степи, было устроено управление калмыцким народом, в 1848г. - калмыцкое училище и школы. Позже под городом было основано первое оседлое селение - Калмыцкий базар.
218. А с начала революции и вплоть до 1927г. Астрахань пребывала столицей Калмыцкой автономной области. А может, это ее положение-звание и было наиболее верным - как для степняков, так и
219. для самой русской Астрахани. Лучше быть совместной столицей, чем отделять от себя Калмыцкую республику.
220. Русская АстраханьНу, а русские, какое место занимают? С начала основания сюда стекалось много русских, особенно из
221. крепостных, привлекаемых и сытностью-теплом, и защищенностью свободы в плавнях-пригородах. Близ крепости строятся русские
222. слободы - Сианова, Безродная, Теребилова, Солдатская, Огурчеева и др., конечно, с церквами и ремеслами. Из них-то и выходили астраханские казаки и рыбаки, крутые купцы и интеллигенты.
223. Отсюда родом отец Ленина, памятник которому установлен у кремлевской стены, дед Ленина в Астрахань бежал от крепостного
224. сословия, здесь окреп в портняжном ремесле, взял жену из калмыцкого рода. Здесь его меньшой сын выучился на учителя и дворянина, а внук вон куда махнул: сменил царей на
225. секретарей... Удивительная все же у Ленина волжская судьба - Симбирск, Казань, Самара, смерть - в Москве, а родовые корни его свободы и силы - астраханские, русские и калмыцкие.
226. Б.Кустодиев Живописцем, истинным певцом русской и восточной красочности Астрахани стал ее уроженец Борис Михайлович Кустодиев, нежно любящий сын: "У меня-то и душа
227. по природе астраханка" - говорил он. Его имя теперь носит астраханская картинная галерея, и мы не знаем, то ли старые
228. астраханские улицы - этюды к его картинам, то ли картины -
229. память о прежних красках астраханских улиц.
230?250. Но в любом случае, они - и память, и мысль об астраханской душе России (вперемежку слайды картин Кустодиева и астраханских улиц и церквей).
251. Собор св.Владимира
252. Но прошли наши астраханские сроки, и мы на "Ракете" уплываем на юг в Полдневое - крайнюю рыбацкую деревню
253. перед астраханским заповедником, перед выходом волжской дельты в Каспийское море.
254. Плавание за индийским лотосом и семейным счастьемИз Полдневого мы надеялись на лодке проплыть ближе к югу
255. увидеть божественный цветок индусов и буддистов-калмыков, и, искупавшись в синем море, отпраздновать счастливый конец своего многолетнего и поэтапного путешествия по волжским городам и весям - от Селигера и Твери до Астраханской дельты.
256. И снова нашими попутчиками - калмыки, хоть и отрезали их административно от Волги. В нашем стремлении увидеть волжский лотос мы рады встрече с живыми детьми буддистской веры.
257. А диссонансом на одной из остановок глазеем на разъезд гостей пьяной русской свадьбы.
258. Полдневое, где мы выгрузились, состоит из двух улиц, короткой - для новых колхозников, и длинной, старой, речной, где заборы выходят прямо в воду и разделяют лодки, причалы, снасти... Много Вите пришлось выслушать отказов в найме лодки, пока один легкий старик не откликнулся на его просьбу так:
259. "Я - Семка-пьяница, сбегай на пристань за пивом". Он-то и сдал нам в аренду свою старую посудину по 5 рублей за день.
260. Отплыли от неприветливо хмурых русских сородичей сразу,очищая души водой и работой...
261. Через час, на закате пристали к ферме, надеясь, что комаров там будет меньше. Но пастух Миша был по-пьяному болтлив, и мы предпочли свою палатку. А Тема спал даже на улице,
262. закутавшись в спальник, и так крепко, что его не доставали ни комары, ни Мишины излияния, жуткие рассказы бывшего смершевца и лагерника.
263. Утром мы продолжили свое плавание по сузившейся до смешного Волге. Отделившись у Астрахани от Бахтемира, она стала зваться
264. Старой Волгой, а у Полдневого выделила вот этот Горный Поток, которому еще делиться и делиться...
265. Дельту я представляла более дикой, с нависающими деревьями, а тут шли сначала ровные луга, на горизонте которых виднелись здания то ли заповедника, то ли охотничьего заказника Косыгина,
268. а потом пошли просто стены камыша. И чем дальше, тем труднее
267. найти берег для высадки.
268. Недружелюбно и подозрительно нас провожают глазами встречные лодочники: не из рыбной ли охраны, не из косыгинских ли инспекторов, не помешаем ли запретной ловле, черт бы драл этих, шляющихся всюду туристов-бездельников.
269. Но не нужна нам ни эта рыба, ни охотники за ней, нужны нам
270. совет и добрая помощь. И как жаль, что и здесь, в благословенном преддверии райского лотоса, русаки - или боящиеся свободных
271. людей браконьеры, или высокомерные охранники.
272. Обгорая на жарком полдневном солнце, что щедро светит с неба и с воды, мы ищем глазами обещанные лотосовые поля, хотя
273. уже и не очень надеемся увидеть сами цветы - говорят, для них весна была слишком поздняя... натыкаемся взглядом только на
274. лилии-кувшинки. Конечно, это не лотос. Но разве их белейшая
275. святейшая красота - не божественный символ, не знак счастливой
276. калмыцкой страны Бумбы?
277. Из "Джангара" - Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда - весна,
Где, не смолкая, ведут хороводы свои
Жаворонки сладкоголосые и соловьи.
278 . Где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна старость, где молоды все,
Благоуханная, сильных людей страна, /Обетованных богатырей страна...
279. Плывет наш семейный ковчег в страну индийскую, обетованную... Плывет и про себя удивляется: зачем нам, русским и калмыкам, лотос? Вот пристрастия индусов, жителей великой реки Ганг, понятны, ну, а степняки-калмыки? Им какое счастье в
280. нем? - Однако, поди-вот - поклоняются великой реке Волге, приютившей в своем последнем течении нежный южный цветок -
281. подножие для буддистских святых, что совсем не
282. зачеркивает необыкновенную привязанность калмыков к национальному эпосу о завоевателе мира Джангар-хане:
283. Шумные полчища силачей, /Шесть тысяч двенадцать богатырей,
Семь во дворце занимали кругов, /Кроме того, седых стариков
Был, рассказывают, круг
284. И красноликих важных старух /Был, рассказывают, круг.
285. Жены нежные-белые там /Тоже составили круг,
Словно плоды спелые там / Девушки составили круг,
286. Диких, степных кобылиц /Молока потоки лились.
Разливались озера арзы, / Радующие взоры крзы.
287. Стали красными, наконец, /Нежные глотки богатырей.
288. Загудел многоуглый дворец, /Желтые полчища силачей
Стали кичиться силой своей. /Озираться стали вокруг
Вопрошая соседний круг:
289."Ужель сражений для славы нет? /Сайгаков - и тех для облавы нет?
Ужели для боя державы нет? /Ужели врага для расправы нет?..
290. Но не будем пыжиться в попытках соединить трудносоединимое в человечьих душах, оглянемся на изменившийся пейзаж.
291. Уже почти нет нигде глубокой реки. Лишь вода по пояс течет несильно и как-то не везде, по пояс или колено. Берегов не видно, одни редкие группы камышей. Земли уже почти нет, одна
292. вода, начинающееся море, пока пресное. Но где же ее соль? И спросить не у кого... На наше счастье к нам подвернул на
293. своем мощном моторе молодой егерь и объяснил, что настоящее море за Зюдевыми островами и нам самим на лодке не добраться, а ему нас возить некогда. К нашему желанию искать лотос он не мог отнестись серьезно... Ведь этот бурьян везде есть, только мотору мешает... да вон, этих лопухов лотосовых
294. рядом с вами сколько. Что в них интересного?... Развернулся, взревел и умчался. И в наступавшей тишине мы поняли, что приплыли - и до своего моря, и до своих лотосовых счастливых полей... Осталось только устроить семейное счастье.
295. И мы его устроили... На самом мелком месте затеяли долгое купание в волжской теплой и уже начинающей отстаиваться от ила до морской прозрачности воде.
296. Может, это было слишком простое, мещанское счастье, и не было в нем нужной глубины, но даже наш, выросший в этом году и
297. повзрослевший скептик и мудрец, восьмиклассник Тема, отложил
298. свою газету и решительно стал готовиться к обряду купания в священных водах... Что ж с того, что цветы не поднялись с
299. глубины, только набухали и тянулись через воду к свету. Они были рядом с нами, а их видимые образы - на картинках в книжках.
300. Главное, чтобы они расцвели в душе и памяти. И может, этот день заронил в детях желание, и они когда-нибудь сами смогут добраться до этого заморского аленького цветочка?...
301.Что было дальше? - Прощание с начинающимся морем и путь по Волге назад, в упор, чтобы успеть к ночи поставить
302. на твердом берегу палатку.
303. Последним же утром была изнурительная гребля против течения и против ветра, а потом даже моторная помощь пастуха
304. Георгия на последних 15 км до Полдневого...
305. Уже в Москве нам подарили эти слайды. Друзья в дельте были в другом году - и более удачливо. Они смогли увидеть
306. и заснять буддистские цветы. И через их подарок мы теперь
307. с Вами как бы достигли цели - увидеть конец Волги, рай Калмыкии, цветы духовные и цветы живые...
308. Заключение. Калмыкия летом 1986 г.
309. Но вернемся в калмыцкий автобус 1986 года. Вернемся к поездке в Элисту. В автобусе жарко, а снаружи - свежий степной
310. ветер вливает бодрость, радость калмыцкой родины.
311. Один за одним проезжаем невзрачные по виду степные села с немногими городскими зданиями районных учреждений - Малые и Большие Дербеты, Садовое... - то от бывших калмыцких улусов, то от русских поселенцев. Ведь сейчас в Калмыкии русских даже больше самих калмыков.
312. И все же последних в автобусах и на улицах - больше. Они определяют, и это радует. Радует жизненное здоровье многострадального народа, самого экзотического и самого, может, простого...
313. Непобедимые монголы-завоеватели и мирные буддисты, красные
314. городоковиковцы - гонимые "солнышки-кадеты", сталинские ссыльные
315. и одни из самых верноподданных...
316. Хотя основание Элисты, как оседлого калмыцкого селения, относится к 1985 году, но реально ее отстроили как калмыцкую столицу в 1930г. После возвращения калмыков, ее заново строили
317. и строят. Мы видели пустые площади и стандартные дома, что, впрочем, совсем не новость, к сожалению, в большинстве наших автономных, национальных столиц.
318. Из естественных памятников тут лишь природный родник холодной, но горьковатой степной воды, на котором когда-то и выросла оседлая Элиста - как на источнике жизни народа.
319. И окружающий его центральный парк вокруг сухого русла весенней паводковой реки. Нет в городе памятникам национальным поэтам - ни Боовану Бадме, ни Зая Пандиту.
320. Зато воинственное мозаичное панно из Джангара
321. И конная статуя комдива Городовикова.
322. И неизменная темная фигура на главной площади. Конечно, не как своему родичу, а как отцу Советской России,
323. с именем которого у калмыков были связаны и беды, и надежды. В нашем веке он затмил для них все родовые иконы-бурханы. И сколько еще нужно сил, чтобы его учение было преобразовано
324. в духе индийского лотоса!...
325. Стадионы, университет, театры и книжные магазины - все это пока не имеет ярко национального облика города, строящегося
326. прямо в степи. Но нас это не пугает, даже радует: калмыцкое начальство правильно делает, двигая средства в жилое строительство
327. для людей и не увлекаясь помпезностью псевдонациональных построек. Главное - вырастить людей, забывших страх,
328. а они уже сами вспомнят славное свое прошлое и воскресят-возродят его всем нам на радость и богатство.
329. И, отправляясь поздним вечером на вокзал, мы от души желаем своим родным калмыкам - в добрый час!
330-334. - "Конец"