После 1967 года у нас накопилось уже много слайдов и желания создать новые диафильмы: и по «гражданской» архитектуре Москвы, и по подмосковным городам и монастырям. Но все эти замыслы ушли в небытие или только ждут своего осуществления. Так, моя надежда сделать диафильм только по одному храму - «Покрова Богородицы» в Филях, уже угасла, потому что мы переехали в район «Печатники» близ Перервы, и я уже перестал встречаться с «царицей Филей» ежедневно.
Позабыт замысел показать всю Москва-реку от истоков до устья и ее города (хотя мы все-таки прошли и проплыли от самых истоков у деревни Дровнино). Наконец, ждут своего часа готовые слайды Дмитрова, Коломны, Зарайска, Можайска, Боровска, Волоколамска и других городов, т.е. того часа, когда мы, справившись с впечатлениями от очередного лета, обратимся, наконец, к своему подмосковному, знакомому и близкому.
И только слайдам монастырей «повезло» больше, потому что Лиле, увлеченной личностью Сергия Радонежского, а также образами его учеников, понадобились темы Троицкой лавры, Звенигорода, Кириллова на Сиверском озере, Ферапонтова. Это - один из немногих фильмов, где Лиля выступила единоличным автором (я помогал только при записи), и, может быть, поэтому я так редко его показывал. Но он вел нас вглубь темы православия, и был важен, прежде всего, для нас самих. В Сергии Радонежском, как в зародыше, заключено почти все наше последующее православие: и подвижничество старцев, и тесное взаимодействие с государством, с политикой, и просветительская деятельность, и монастырская колонизация (особенно на Севере). Тема монастырей привела нас потом к теме раскола и революции, а с другой стороны, она же заставила нас задуматься над собственным атеистическим видением мира: а правильно ли оно?
Но это уже тема другого раздела...
«Сергий Радонежский» (Подмосковные монастыри)
1. Перед нами - Троице-Сергиевский монастырь. Но рассказ мы поведем не о нем и не о других старых монастырях, а о людях, их основателях.
2. До некоторых пор я считала наших предков-славян варварами и примитивами, а своих современников (и, значит, себя тоже) - умными и сложными людьми. Я и представить себе не могла, что у нас с ними гораздо больше сходства, чем различий, что они зачастую решали те же самые проблемы, что и мы, особенно те, которые и нам до сих пор кажутся трудноразрешимыми.
2а. Это продолжалось до тех пор, пока мы не попали в Переяславль-Залесский, где я замерла в удивлении перед бюстом Александра Невского, когда я вдруг поняла, что Александр - незаурядная личность, и в наше время, через семь столетий, таких еще поискать надо.
3. И потому мы приглашаем вас отправиться в далекий XIV-ый век, войти в монастырские кельи и присмотреться к жизни их обитателей.
XIV век... Стонет Русская земля под татарским ярмом. Татары принесли не только материальное разорение, а еще и нравственное. Страхом отцов заражались дети, панический ужас (по описанию Ключевского) мог развиться в народную робость, в черту национального характера русского народа.
4. Но народ был велик, а великие народы обладают способностью подниматься после падения. С усилением Московского княжества в первой половине XIV-го века подросло поколение, начинающее отвыкать от нервной дрожи отцов при мысли о татарах.
5. В это время двадцатилетний сын ростовского купца, перебравшегося из беспокойного большого города в тихий подмосковный городок - Радонеж - Варфоломей уходит в радонежские леса, чтобы своими руками и по своему разумения строить новую жизнь.
6. Долго ли, коротко ли, но пришли к нему товарищи. И стал он настоятелем небольшой обители отцом Сергием.Необычным было для тех времен это товарищество. И мы даже назвали бы его коммуной: ведь у них все было общее, не то, что в городских монастырях.
7. «В монастыре было все худостно, все нищетно, все сиротински». Первобытный лес шумел над кельями. В деревянной церковке из-за недостатка свеч пахло лучиной. В обиходе братьев было столько нехваток, сколько заплат на сермяжной рясе их игумена.
8. Но какой же был необычный для того времени настрой у этих людей! Все дружны, приветливы к пришельцам. И живительная теплота обдает всякого, вступившего в обитель.
9-10. Как в зимнюю стужу согревает продрогшие ветви еще несмелое солнце.
11. Откуда в такое суровое время, при нищете и тяжелом труде у людей было крепкое душевное здоровье?
12. Конечно же, в этом основная заслуга Сергия. Читая греческие раннехристианские книги, он воспринял идеалы братской любви, служения людям, отрицания суетных благ во имя напряженной умственной работы. И вот эти-то идеалы и стремился ввести в жизнь Сергий, причем на своем примере. Соловьев писал, что Сергий сам носил дрова, сам колол их, носил воду из колодца и ставил ведра у каждой кельи, сам готовил кушанья на всю братию, шил платье и сапоги. Так у братьев воспитывалось умение отдавать себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах.
13. Наставник их ежедневно вел терпеливую работу над каждым братом. Оттого такие яркие индивидуальности получились из его учеников и из учеников его учеников. Роман Кержачский, Андроник Спасский, Савва Сторожевский, Павел Обнорский, Дмитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл и Ферапонт Белозерские - это все основатели новых монастырей.
13а. А были еще и друзья у Сергия - Епифаний Премудрый, биограф Сергия Радонежского, Стефан Пермский - христианский проповедник и просветитель коми-зырян. И, наконец, художники - Андрей Рублев с учителем своим Даниилом Черным.
14. Какой славный букет лиц! Мы расскажем лишь о тех, с чьими творениями нам довелось встретиться. На излучине Москвы реки, среди лесов, некогда девственных и таинственных, в полутора километрах от Звенигорода стоит Саввино-Сторожевский монастырь.
14а. Родился монастырь этот по желанию князя Юрия Звенигородского, крестника Сергия Радонежского.
15. Для нас этот сын Дмитрия Донского невольно ассоциируется с героем древних сказаний - Георгием Победоносцем. Юрий был талантливым, высокообразованным человеком и благородным рыцарем, по определению Дороша, не запятнавшим свое имя ни вероломством, ни излишней жестокостью в то суровое время мрачного средневековья.
16. В Троицкой обители Юрий познакомился с учеником Сергия - Саввой, стал его духовным сыном и помог заложить обитель на горе Сторожевой близ своего стольного Звенигорода.
17. От тех тревожных, динамичных лет в монастыре стоит белокаменный Рождественский собор, 1405 года рождения. Единственным и неповторимым его не назовешь, он явно отпрыск владимирских храмов, но - достойный! Собор этот соразмерен и славно украшен.
18. Остальные постройки более поздние, времен царя Алексея Михайловича и его детей.
19-21. Но все они вместе - прекрасный памятник первым основателям - Савве Сторожевскому и Юрию Звенигородскому.
22. Высокая культура Юрия позволила ему оценить талант начинающего Андрея Рублева. Поэтический живописный дар Рублева начал раскрываться, когда он работал еще в Троицкой обители, а с легкой руки Юрия обессмертил сперва этот Успенский собор на Городке в Звенигороде, а потом - другие соборы в Москве и Владимире.
23. В наше время в Звенигороде нашли иконы работы Андрея Рублева. О степени таланта художника я сужу потому так убежденно, что он смог показать задуманное так, чтобы и я поверила в это. И если сюжет мне совершенно неизвестен, то оценить картину я просто не в состоянии.
24. По моим представлениям, Христос для людей из Сергиевского окружения был страдальцем, он принял грех людской на себя. Он учил добру, он мудр и возвышен. И вот такой Спас - у Рублева.
24а. Уже много позже для усмирения богохульников Христос становится карателем за смертные грехи, не прощающим и недоступным судией. И для художников он превращается во что-то абстрактное, лишенное человечности.
25. О том, какое светлое и доброе отношение к миру было у самого Рублева, можно судить по его «Троице», на которой изображен им Ангел, совершенно не способный на жестокость.
26. А теперь отправимся на Север, куда с конца XIV-го века шли монахи, чтобы по примеру Сергия основывать собственные обители.
27. Ведь Сергий пользовался всяким случаем, чтобы завести новую обитель. В 1365 году великий князь Дмитрий послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. А по пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить «пустыньку» в глуши, воздвигнуть в ней храм Святой Троицы и поселить старцев-пустынников и отшельников.
28. До второй половины XIV-го века масса русского населения жалась на треугольнике между Окой и Волгой. Татары запирали выходы из этого клина на запад, юг и юго-восток. Оставались Север и Северо-Восток, но то был глухой и непроходимый край, кое-где занятый финнами. Туда и пошел смелым разведчиком монах.
29. Конечно, вслед за монастырской колонизацией шло военное и административное закрепление территории. Но основателей монастырей в этом обвинять нельзя. У них была только вера, идеалы правильной жизни и жгучее желание устроить и свою жизнь, и жизнь своих учеников по законам братской любви и божественным установлениям.
30. Одним из первых был монастырь, поставленный Дмитрием Прилуцким близ Вологды. Сюда же, в нынешнюю Вологодчину, пришли архимандрит московского Симонова монастыря Кирилл, ученик Сергия, и инок этого монастыря Ферапонт. Дойдя до Белозерья и взглянув с горы Мауры на прекрасный край: «Холмы высокие, дубравы чистые», - они оба навсегда остались здесь.
31. Кирилл вырыл себе землянку у Сиверского озера, а Ферапонт - в девятнадцати километрах к северу, у озера Бородавчатого. Скоро стали стекаться к Кириллу монахи и крестьяне. Появился первый сруб-часовня, а затем и церковь Успения. Была она, наверное, не больше церквушки, что привезена в нынешний Кирилло-Белозерский музей. Но ведь не размерами велик храм, а твердостью своих прихожан.
32. Интересно, что именно этот монастырь стал центром секты нестяжателей. И хотя она была создана в середине XV-го века, уже после смерти Кирилла, я думаю, что сам Кирилл охотно примкнул бы к этому движению.
33. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским выступали против вещелюбия в монашестве: «Сосуды златы и серебряны не подобает имети. Также и прочие украшения излишни».
34. То была трогательная попытка людей, воспитанных на идеях Сергия, удержать монашество в сфере духовной жизни, оградить его от приземленной сытости. О том, что это были люди с высоким интеллектом, говорит выступление их за «мыслимое искусство». Они ценили и почитали лишь тех мастеров иконописи, которые умели через чувственные образы передать «мысленное».
35. Более полувека идеи нестяжательства владели братией монастыря, но с XVI-го века на Руси установилось относительное благополучие, что сказалось и на архитектуре монастырских зданий.
36. Благополучие всегда ведет к застою мысли и земные радости, роскошь и бездумье овладевают отныне некогда прогрессивным слоем - монашеством.
37. XVI-ому веку принадлежат основные монастырские постройки. Среди них есть и очень красивые.
38. Мне очень нравится вот эта церковь Иоанна Предтечи, построенная царем Василием в честь радостного события - рождения сына Ивана, будущего Грозного.
39-42. В монастыре я радовалась незамысловатым простонародным украшениям, рядам бегунца, поребрика, прямоугольных ниш. А вот главы, столь сложно вписанные и, наверное, красивые, почему-то не пробуждали во мне теплых чувств.
43. Да, монастырь этот со временем стал крупнейшим в России. В XVII-ом веке существовало три великих монастыря: Троицкий, Соловецкий и Кирилловский.
44. О его поддержании заботились цари: Алексей Михайлович выделяет деньги на строительство новых стен. Высоченные прясла и колоссы-башни и сейчас определяют лицо монастыря.
45. Ты различишь и стен тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за камнями оград,
И стены гордые, твердынь многовековых.
46. Когда смотришь на стены Белозерского монастыря, то невольно напрашивается сравнение их с гигантскими постройками древности - древнеримскими виадуками и колоннадами, выстроенными трудом тысяч рабов. Для своего времени эти стены были великим строительством.
47. А началось оно вот с этой неказистой часовни, крытой берестой, а сейчас - покрытой огромным мавзолеем. Именно эта избушка отцов-основателей стала зерном, из которого вырос мощный центр цивилизации того времени.
48. Наукой давно уже признано необычайно большое культурное влияние русских монастырей на окрестное население, как в новых способах ведения хозяйства и обработки земли, так и в борьбе с языческими предрассудками и дикими пережитками.
49. Монастыри немало способствовали распространению грамотности и утверждению эстетического влияния русской церковной культуры. Строители таких срубов, по мнению Дороша, не были ветхими старцами или бесплотными отроками, стремящимися к благости. Но они были романтически настроенными юношами и энергичными мужами. Это были фанатики мысли, устроители жизни.
50. Конечно, мир не стал жить по законам монастырской коммуны. И все же белые стены на Сиверском озере стоят памятником именно Кириллу и Ферапонту.
51. Прежде всего им, бескорыстным утопистам, не ведавшим, во что превратится основанная ими скромная обитель.Без их подвижничества монастырь не имел бы такой популярности и влияния.
52-53.
54. Мы уезжали из монастыря по воде, и было увлекательно наблюдать, как скрываются в волнах белые стены и огромные башни.
55. Как будто, явив нам себя и оказав тем самым великую честь, он прятался от празднолюбопытных глаз.
56. Ферапонтов монастырь известен и славен не только своим основателем Ферапонтом, последователем Сергия Радонежского.
57. Довелось ему быть и местом ссылки другого видного церковного деятеля - патриарха Никона, когда-то бывшего монахом на Соловках, а в расцвете славы своей - патриарха и первого советника царя Алексея Михайловича, а в отсутствие его даже единоличного правителя России. Последние шесть лет жизни он провел как ссыльный в Ферапонтовом монастыре.
58. С именем Никона связан раскол в русской церкви. А монастырь так и остался скромной обителью, не пролегли здесь большие дороги. Оттого так легко представить себе, как мирно и в трудах тяжких жили здесь монахи. Они много читали и переписывали книги. Недаром отсюда вышло много книжников и просветителей-философов.
59. Конечно, и у них бывали свои беды, несчастья, но бывали и дни различных праздников и торжеств. Большим праздником, наверное, было строительство Рождественского собора и Благовещенской церкви. Эта церковь удивительно мила, по-девичьи стройна. Здесь ведь ценились не пышная красота, а красота силуэта и неброского декора.
60. А потом настоящим праздником было, когда Дионисий с сыном расписывали собор. Нам не удалось увидеть фрески. Глухие замки висели на всех дверях. Ну, что ж - есть повод приехать сюда еще раз.
61. Продолжателей Сергия - Зосиму и Савватия - романтика завела на Крайний Север, на безлюдный Большой Соловецкий остров. Это их подвижничество легло в основу крепкой братской коммуны, а потом и знаменитого монастыря.
Так разносились по всей земле Русской просвещение и гуманизм. Так закладывались основы нравственного возрождения в народе, покоренном татарами. Идеи Сергия завоевывали народ.
62. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий Радонежский, символом и памятью которого стоит древний Троицкий собор в Загорске. Немало он способствовал тому, чтобы народ собрался, наконец, духом и навалился на врагов несокрушимой силой, похоронив их под своими многотысячными костями.
63. Как настоящий патриот, болел Сергий сердцем за свою Родину. И как настоящий интеллигент, преодолевал созерцательность и деликатность своего характера, чтобы совершать решительные действия ради объединения русских земель. Например, он отрешил от церкви рязанского князя Глеба за неподчинение Москве, закрывал церкви в Нижнем Новгороде, перед колеблющимся князем Дмитрием, тогда еще не Донским, разыграл сцену видения победы над татарами.
64. Сергий Радонежский прожил 75 лет и после смерти был объявлен святым. Серебряная рака с его мощами была помещена в Троицкой церкви, которая стала сейчас основной целью паломничества в Троице-Сергиевской лавре.
65. Тщательно поддерживая культ Сергия, подчеркивая демократичность и простоту его, ceгодняшние выпускники духовной семинарии, расположенной здесь же, в Лавре, не утруждают себя, однако, подражанием святому. Их вполне устраивают сытость и роскошь.
66. Антиподом Сергию может служить другой крупнейший деятель православной церкви - Никон, выстроивший знаменитый Ново-Иерусалимский монастырь.
67. Село Воскресенское, по замыслу Никона, должно было превратиться во второй Иерусалим, новый. Очень было нужно Никону, к тому времени уже разжалованному из патриархов, но все еще не верящему, что пришел конец его карьере, доказать превосходство церковной власти над светской.
68. Интересно, правда, то, что доказывал он этого сугубо светскими приемами.
70. Собор этот строился по образцу иерусалимского, но тот был куда более сух и строг. А здесь - живописнейший ансамбль:
71-72. При этом все его компоненты: порталы, наличники, иконостасы - горели яростными многодивными изразцами.
73. Основной достопримечательностью собора была ротонда, некогда крытая шатром, облицованная цветной поливной черепицей. И опять же - Никон, запретивший шатры на Руси, на свое строительство запрет этот не распространил.
74. Да, не аскетизмом веет от этих построек. Как непохожи деревянные кельи Сергия на «скит» патриарха Никона, стоящий рядом с монастырем, так же не похожи и деятельность Сергия на деятельность Никона, пронизанную всепоглощающим честолюбием, а не интересам Родины...
76. Ну, а сам Троицкий монастырь? Во что превратилась скромная некогда Сергиева обитель? И так быстро!
77. Предприимчивым игуменом оказался преемник Сергия - Никон Радонежский. Он заложил основу богатства монастыря.
78. В 1422 году в монастыре встала первая каменная постройка - Троицкая церковь. Слов нет, она хороша - и силуэтом, и скромностью, и оригинальными украшениями.
79. Церковь обвита лентами искусной каменной резьбы и по основному куполу, и по апсидам, и по барабану.
80. Мне упрямо кажется, что это - восточная вязь, но как-то мило и наивно переведенная на русский язык.
81. Конечно, смешно упрекать церковников в том, что они построили все это: не построй Никон Радонежский Троицкого собора, не призови он Андрея Рублева и Даниила Черного, чтобы расписывать его и создавать иконы, нечем было бы нам любоваться и гордиться, не было бы у нас и рублевской «Троицы».
81a. Bсe это так. Но я никак не могу изжить детскую привычку отделять белое от черного. Конечно, всякое строительство требует денег.
82. Даже богатый монастырь не мог себе позволить постройки такой громадины, как Успенский собор. По плечу это было только царю-государю Ивану Грозному.
83. К тому же все церковные постройки призваны были утверждать могущество и незыблемость порядка на земле.
84. И чем талантливее был зодчий, чем больше золота, резьбы и красок он использовал, тем ближе была эта цель. Но красота силуэта и яркие краски не оставят равнодушным ни одного человека, так или иначе, но влияя на его эстетические представления. Невольно убеждаешься, что чистого искусства не бывает. Искусство служит сильному, богатому, и надо таким его принимать.
85. А вот сами люди-создатели могут быть чистыми. Могут быть мечтателями и устроителями жизни.
86. Но находятся и иные, спекулирующие на их славных именах. Сергий и его ученики - высокочтимы в среде русских верующих и, поддерживая их культ, церковники выколотили немалую выгоду из почитателей.
87. Роскошные постройки служили все той же цели укрепления культа и рассчитаны на то, что наивные люди не могут не поддаться их благолепию.
88. Как будто ярким ковром устланы стены бывшей трапезной монастыря.
89. Сложные завершения имеют башни монастырских стен, особенно Утичья.
90-91. Парадной, сознающей свою стройность и легкость, стоит монастырская колокольня.
92. Красив Троице-Сергиевский монастырь.
93. В нем красиво и каждое здание в отдельности, и весь ансамбль в целом.
94. Но, любуясь им, вспоминая с благодарностью зодчих, погрустите тихо и светло о наших соотечественниках, живших в XIV-ом веке и нашедших в себе силы, чтобы в опустошающее время татарской неволи не потерять человеческого достоинства и даже пробуждать его в других, и тем самым спасти нацию от полной гибели!