В.и Л.Сокирко

Том 4. Москва - Ополье. 1967- 1982гг.

Диафильм «Рассказ об иконах»

Используйте клавиши Ctrl + для того что бы увеличить изображение и Ctrl - для того что бы уменьшить.

1. Нас, как и многих, захватила новая «мода» - на любовь к иконной живописи.

2. Да мы и не сопротивлялись. Красивая мода, как мода на цветы.

3. Да и сами иконы для нас - как непонятные цветы забытых названий и забытого смысла.

4-5. А сейчас мы и расскажем все, что смогли узнать и понять в созерцании старых икон.

6-7. Долгое время ничего, кроме досады, при рассмотрении икон я не испытывала. Другие их хвалят, интересуются, а за что? Сейчас, слава Богу, время недоумения прошло.

8. А вообще процесс моего познания икон можно подразделить на следующие этапы. До 20 лет я их не знала, не замечала. Потом пыталась рассмотреть, наслушавшись хвалебных отзывов. Но - успехов никаких.

9. И я начала подумывать, что почитатели икон просто «заелись» и из чистого снобизма восхищается детскими рисунками старых иконописцев.

10. К 26 годам проснулся интерес к истории страны.

11. Прошлое перестало казаться мне простой черной избой с дикими мужиками и их еще более мерзкими господами. А вместе с тем возникли и новые для меня вопросы.

12. На заре своего существования страна приняла христианство. Почему? Почему все тогда верили в Бога? И что такое вообще вера? Пошли книжки, книжки, выставки, церкви.

13. Оказывается, в христианстве есть очень много привлекательного. Красивые праздники, высокая нравственность, благородные люди. А ведь человеку трудно жить в этом мире, если никакой Бог не создал для него путеводных силовых линий. Христианская же вера была надежной опорой.

14. А потом я со своими отрывочными знаниями христианской истории снова обратилась к иконам. Теперь я понимала в их содержании много больше, но они по-прежнему не задевали моего сердца.

15. И я уходила от них огорченная: иконы не хотели раскрываться передо мной. Никогда мне не проникнуться психологией верующих, которая только и может сделать меня понимающей этот вот лик - икону.

16. Но, видно, не одна я этим мучаюсь. Люди смотрят и сопоставляет, и делают свои маленькие открытия. А другие - пишут книги, чтобы внести ясность в мою голову. И их я с доверием и благодарностью читаю.

17. И все симпатичней и индивидуальней кажутся мне люди-боги на иконах, все более радует душу их яркий облик, сочетания красок, красота линий.

18. Давайте же вместе войдем в церковь!

19. В храме слилось все: мир прошлый и мир будущий, мир небесный, райский и мир подземный, адовый, жизнь и смерть, свобода и провидение, совесть и долг, бесконечный мир природы и общества и не меньший мир самой души человеческой. Ну, в общем, весь мир, с которым мы так крепко связаны, вписался в церковное здание и воплотился в нем.

20. И этот наш сущий мир разместился здесь в строгом порядке, согласно канонам веры. Четыре стены храма, объединенные одной главой - это символы четырех стран света, объединенных вселенской церковью.

21. Алтарь - это пещера в Вифлееме, где родился Иисус.

22. Купол - небесный свод, а на нем изображен Пантократор, Христоc-Вседержитель.

23. Он - олицетворение высшей в мире силы, всей человеческой судьбы, без воли которого ни один волосок не упадет ни с вашей, ни с моей головы. Всеведущий, всезнающий движения всех частиц Вселенной - и ныне, и во веки веков. Лапласовское всезнающее существо - лишь бледное подобие этого бесконечного и головокружительного Пантократора,

24. на котором весь мир, вся Церковь держится, под которым все мы ходим.

25. Смотрели ли вы в ночное небо? Когда кончается вечер и зажигается звездами бездонная Вселенная? Без конца и края. Непостижимая, почти невероятная, абсурдная. А не приходило ли вам в голову, что эту бездонную черную невозможность где-то там, за звездами, нельзя оставить без названия? Ибо названная пусть словом «Бог», она уже не так страшна. С ней можно жить и действовать. Не кажется ли вам, что для людей Бог - это необходимая рабочая гипотеза?

26. А вот цветок!.. He поражал ли вас порядок всех его частиц, из которых состоит все живое, не пробовали ли вы мысленно делить этот цветок на атомы, частицы и, уходя в бесконечность глубин, не убеждались ли вы в конце концов в том, что материи нет, что эти цветы - лишь игра отраженных солнечных лучей?

27. И тогда не приходила ли вам в голову простая и все объясняющая мысль о чьей-то вездесущей воле, которая из хаоса каких-то волн и отражений творит наш зримый мир? Не приходило? А вот верующему здесь намного легче...

28. В церкви существует много изображений Бога. Бог являет себя в различных ликах, в трех ипостасях...

29. Бог-Отец. Саваоф. Бог Ветхого Завета. Бог народа Израилева. Бог-Сын. Иисус. Бог христиан, смысл, зерно, стержень веры наших предков.

30. И, наконец, Бог-Дух Святой. Самый невидимый из троих, он полон философских абстракций и символики. Бог книжников и интеллигентов. Он нисходит на верующих, он связывает всех верующих с небом, он всюду и везде.

30а. Он - Логос, абсолютная идея мира, сын Вселенной. И кто знает, не таится ли в нем смысл Ветхого Завета?

31. Сейчас же церковь стоит на нерушимой вере в Единую Троицу. На этой иконе по трактовке христиан она изображена в виде ветхозаветных ангелов, когда по пути в Содом и Гоморру они отдыхали в саду у Авраама.

32. А эту икону «Троицы» написал Феофан Грек. Он писал трепетно и страшно. Какая божественная неприступность в этих ликах.

33. Какая дьявольская, непостижимая гордыня водила кистью художника, писавшего Бесконечность!!!

34. Праздник Святой Троицы отмечается в начале лета, во время сенокоса, в ту самую блаженную пору, когда зеленая природа осознает свое могущество.

35. Христиане кончили сеять и теперь, до сбора урожая, будет работать сама природа, сам Господь Бог.

36. Теперь-то и будет время отдохнуть, размышляя о мире и о Святой Троице.

37. Три ангела, три Бога безмолвно ведут беседу о судьбах человеческих. Беседа идет не столько между ними, сколько в каждом из них. Каждый из них - вмещает сразу троих, и в то же время каждый из них - индивидуален.

38. Средний из них - Христос, ангел в коричневом хитоне, в одежде страдания и любви, указывает на искупительную жертву.

39. Бог-Отец, ангел в синем хитоне, одежде знания, завещает и благословляет жертву.

40. Бог-Дух Святой - ангел в зеленом хитоне, цвета надежды, соучаствует в Великом Совете.

41. Искупительная жертва Христа, смысл которой нам еще предстоит понять, - центр всей беседе.

42. Само трехликое божество, когда каждый из ангелов включает в себя и своих собеседников, - предмет бесконечных дискуссий бесчисленных теологов,

43. темный и непонятный символ, который можно просто отвергнуть как выдумку.

44. Един Бог в трех ликах! Что может быть абсурдней? Но мы ведь способны понять, что одна бесконечность равна трем бесконечностям и включает в себя и их. Так же, как и они включают ее в себя.

45. Может ли математика познать бесконечность? А три бесконечности? Да, теологи математически правы: бесконечный Бог включает в себя всех богов.

45. Но как наука есть островок относительного знания в бесконечном море хаоса, так и церковь есть кораблик твердой веры для верующих людей в море неизвестности и страха. Само церковное здание чаще всего строилось в форме корабля, где притвор - корма, а алтарь - нос. Высоко возносились на этом корабле купола-мачты, неся на себе кресты-паруса.

47. По установившейся традиции на стенных фресках церкви можно было увидеть всю историю человечества - от изгнания прародителей из рая

48. до неизбежного Страшного Суда. Конечно, современный человек не может верить этим фантазиям. Другое дело - метафизический смысл, просвечивающий сквозь эти сказочные сюжеты.

49. Сказка о райских яблоках - миф, но отнюдь не чепуха, понятие первородного греха, лежащего на каждом из нас.

50. Кто из немцев не виноват за фашизм? Кто из американцев не отвечает за Хиросиму? Кто из нас не виновен в преступлениях культа личности? - Символика райских яблок первородного греха - это не оправдание, нет. Это - обязанность каждого искупить свой невольный или вольный грех, это призыв к добру и неустанной работе.

51. По церковной традиции на фресках и иконах часто изображались отцы церкви и святые, идеальные люди, которым так страстно подражали наши предки.

52. Седобородые ветхие старцы с фанатическими глазами - такими они пришли в русскую жизнь из Греции и Палестины.

53. Из истории известно, что много пророков-учителей бродило по дорогам Иудеи и всего древнего мира. Отрешенные от мира и живущие чем Бог послал, они были странствующими мудрецами.

54. Но ведь древний мир обладал высокой культурой, которую развивали весьма почтенные люди. Так почему же не переводились такие бродячие философы?

55. Чтобы понять это, надо затронуть смысл их учения. В основном их речи сводились к обличению правящих властей и людских грехов, к призывам покаяться и измениться. Короче, это были древние революционеры и моралисты, мечтатели и утописты, которые уже тогда выражали тоску цивилизованных людей по утраченной свободе первобытных времен.

56. Да-да, уже тогда, едва выйдя из звериных шкур и одевшись в греческие хитоны, человек ощутил тоску по утраченной свободе и вознамерился от золотого века первобытного природного рая придти к золотому веку будущего и... к Страшному Суду над ненавистными хозяевами.

56а. Да, да, все наши поиски завтрашнего рая коммунизма отнюдь не новость. Они давно уже были схвачены и уяснены в религиозных учениях.

57. Корни же их перешли в наше собственное, марксистское учение.

57а. Вот перед вами один из самых заметных людей времен Римской Иудей - Иоанн-Креститель, фактический создатель первой христианской партии - секты ессеев, предтеча Иисуса. На иконах он обычно изображается босым, в звериных шкурах, а в деисусном чине стоит слева от Христа.

58. Программа ессеев была проста: скоро придет Великий Вождь, Мессия, или Христос, Сын Божий и Царь Иудейский.

59. Это Мессия должен был устроить революцию, т.е. Страшный Суд, на котором каждому воздастся по его заслугам.

60. Немало было таких пророков и Спасителей в древнем мире. Немало их будет и в будущем. Но только Иоанну и его крестнику Иисусу повезло: они жили в эпоху кризиса Римской империи и их секте суждено было увлечь за собой большинство людей древнего мира, переведя тем самым этот мир в средневековье.

61. В их программе мечта о возвращения к утраченному первобытному раю была воплощена так полно и глубоко, что многие века после них все бунтари ратовали за идеалы раннего христианства. И, может, будут ратовать в будущем, пока существует цивилизация принудительного человеческого труда.

62. Церковный корабль наполнен изображениями жизни и страданий Христа, его Матери и его апостолов. Иисус из Назарета - мало кто еще сомневается в его реальном историческом существовании.

62а. Евангелисты утверждает, что Иисус родился от Девы Марии, и было это без малого две тысячи лет назад. И все возликовало в природе: запели ангелы, зажглась Звезда Вифлеемская и привела волхвов с подарками и пастухов к Нему.

62б. И ликуют христиане на Рождество Христово до сих пор. И дарят друг другу подарки и устраивают веселые рождественские каникулы.

63. На сороковой день после Рождества младенец был принесен в храм. Его встретил там старец Симеон, который когда-то, найдя в пророчестве Исайи слова о рождении Бога от Девы, усомнился в них. В наказание пришлось ему прожить триста шестьдесят пять лет, чтобы убедиться в правоте пророка Ветхого Завета.

64. Этот праздник называется праздником Сретенья. В этот день устраивают крестные ходы с факелами. Этот обычай сохранился еще от языческих времен - землю согревали. Ведь в Сретенье зима с летом встречаются.

65. А потом Иисус жил среди людей, набирая силы для свершения Своего подвига.

66. В тридцать лет крестил его Иоанн Предтеча в водах Иордана. И сходил на него Дух Святой. И Бог-Отец свидетельствовал: «Се - Сын есть Мой возлюбленный». Здесь опять появляется Божественная Троица, но с другой стороны.

67. И вообще - не прямое ли это свидетельство об исторической встрече главы секты ессейской Иоанна с Иисусом, объявившим себя Мессией, Христом?

68. Евангелие рассказывает, как Предтеча ожидал Христа и жадно ловил слухи о нем. Наконец, он прямо посылает ему вопрос: «Ты ли тот, Кого мы ждем?». В ответ Иисус просит лишь, чтобы Иоанну сообщили о его чудесах.

69. Были ли чудеса или не были? Но если отбросить самое невероятное, то ведь больных можно вылечивать, толпу - утихомиривать, людей - убеждать.

70. Вот сцена воскреiения Лазаря. Читаешь Евангелие и чувствуешь, что вся эта сцена была разыграна для убеждения апостолов. Тогда Иисус сказал сестре Лазаря: «И всякий верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» Она на это отвечала: «Так, Господи. Я верую, что Ты - Христос, Сын Божий, грядущий в мире...» Иисус прослезился, вознес очи горе и сказал: «Отче, благодарю Тебя, что дал мне силы, чтобы поверили, что ты меня послал». И встал Лазарь из гроба.

71. Так действовал плотник Иисус из Назарета, объявивший себя Богом, а потом ставший им для всего европейского мира на тысячи лет.

72. В чем сила его учения? Только в том, что он проклинал богатых и воспевал нищих? Он учил: не убий, не прелюбодействуй, возлюби ближнего... Но ведь он также и провозглашал:

73. «Кто не со мной - тот против меня. Огонь пришел я низвесть на землю. Думаете ли вы, что я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение: отец против сына, мать против дочери».

74. Ненависть была в его проповедях, ненависть и фанатизм, и совсем редко - добро. Неужели ненависть и фанатизм - те силы, которые только и могут вести за собой людей.

75. Долго Иисус кружил по стране, опасаясь приближаться к Иерусалиму, что всегда изгонял пророков. И наконец решился. Не было тогда броневиков, и он въехал в город на уворованном (отнятом) осле.

76. Это был момент наивысшего торжества! Не светились его одежда, как за полгода до этого, на горе Елеонской.

77. Не гремели громы и не падали ниц ослепленные апостолы.

78. Но сейчас он чувствует свое могущество и ведет себя, как Бог и царь. Произносит пламенные проповеди, прогоняет торговцев из храма...

79. Но это - все, что может сделать плотник из Назарета, потому что на деле ведь Он не Бог. И преобразовать этот мир, сделать рай на земле - не в его силах. У истории свои законы. Он мог лишь с честью умереть. Знал ли он о своей близкой смерти? Евангелие говорит: да, знал. Но может ли человек сознательно идти на смерть? История говорит: да, может. Несколькими веками раньше грек Сократ предвосхитил героическую смерть Иисуса: смерть за людей, за их неразумность, за их грехи.

80. «Виновен в богохульстве» - вынес приговор еврейский суд. «Виновен», - подтвердил римский наместник Пилат.

81-83. Распят, умер, похоронен и воскрес!

84. Второй раз в году торжествует христианский мир - на Пасху, в день славного воскресения Иисуса.

85. Кто не любит этот веселый и вкусный весенний праздник? В нем так переплелись языческие обряды - крашеные яица и куличи, христианские приветствия - «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». Детям - обновки, взрослым - объедалки.

86. На сороковой день после Воскресения Христос явился своим ученикам на горе Елеонской, благословил их на проповедь своего учения и обещал вернуться для суда над живыми и мертвыми.

87. А еще через десять дней снизошел на апостолов животворящий и изначальный Дух, и, наделив их разными языками, отправил во свету нести людям слово о Христе, который был и придет снова. Мир снова приобрел Мессию в будущем, а с ним вместе - надежды и мечты о золотом веке.

88. И действительно, был переломный момент в жизни христианской секты, когда, выдавленная рукой Рима из религиозной общины иудеев, фактически лишенная родины, она отправилась на завоевание мира.

89. Нелегка была жизнь первых христианских проповедников, так как целую революцию надо было совершить в мозгах язычников, чтобы вселить в них идею Единого Бога. Помыслы первых христиан были чисты, ибо по своему опыту знали они, что их вера дает великое утешение. Их ли вина, что потом именем Христа устраивали крестовые походы и жгли еретиков? Наверное, и их тоже...

90. Вот Петр и Павел. Еврейские лица, греческие одежды. На ногах - сандалии. Они для нас - наследники средиземноморской культуры и наши духовные предки. Ибо этот дух и культуру наш народ впитал в себя при рождении.

91. Апостол Петр, любимый ученик Христа и его наместник - глава христианской церкви.

92. Апостол Павел. Типичный политический руководитель, идеолог, хитрый, умный. Верующие его почитают, но любят меньше.

93. Любят тех, кто мученик и страдалец.

94. В православной России существует культ святых мучеников, богоугодных праведников. Им посвящены церкви, приделы в церквях, определены места на иконостасе.

95. Людям, видно, очень хотелось верить, что за мучения на земле они, как и все святые, попадут в рай, а их мучители, все до одного - окажутся в аду.

96. Мало того, что святые были из народа, что их мучили, они занимались множеством полезных и важных дел.

97. Они спасали утопающих.

98. Они исцеляли больных и увещевали безумных.

99. Все это можно увидеть на клеймах, что окружали икону со святым. И все это глубоко западало в неискушенные головы.

100. Но одного культа мучеников было недостаточно, чтобы уравновесить пламя и бунтарство Христа.

101. И потому в третьем столетии нашей эры расцветает культ Богоматери, Девы Марии, Мадонны.

102. Мария родилась у пожилой, уже отчаявшейся четы Иоакима и Анны.

103. В трехлетнем возрасте ее ввели во храм на воспитание, а в 16 лет выдали замуж за престарелого старца Иосифа, 82 лет.

104. Через полгода после свадьбы непорочную Деву посетил архангел Гавриил. Ему доверил Бог сообщить Деве Марии благую весть о том, что она станет Матерью Сына Божьего. Можно поверить этой легенде, можно вместе с Пушкиным шутить по поводу непорочности, но войдите в положение церковников. Родить Иисуса не могла абы какая женщина.

105. Ведь надо было явить миру Божество в человеческом образе. Значит, его Отцом мог быть только Бог, и не могло быть то зачатие плотским.

106. Родив Иисуса и испытав все ужасы его смерти, она прожила еще долгую земную жизнь, пока не устала жить и не попросила Иисуса прекратить жизнь ее.

Как близка ее судьба к судьбам многим женщин. Разве ей только пришлось увидеть смерть своего взрослого сына?

107. В день ее смерти, Успения, все апостолы прибыли проститься с нею.

108. На Руси праздник Успения приходится на окончание жатвы. На полях оставляли полоску, а потом, в Успение, дожинали ее, вязали специальный сноп и воспевали его.

109. Исчезают обряды, почти не заменяются новыми, по крайней мере, такими, чтобы они доставляли душевную радость. Людям приходится в одиночку, лишь с помощью поэзии, сопротивляться надвигающейся рассудочности, иссушающей душу.

110. А может, и не надо жалеть об умирающих обычаях? Наверное, и красота, и ощущение чуда примут новую форму.

111. Ведь эти чувства бессмертны!

112. То, что Мария есть мать Иисуса - это только одна ее сторона. Не только в этом ее величие.

113. По почитаемости она почти равна Христу. И как такое могло случиться? Это, видимо, пошло из эпох еще более древних, чем христианские. У земледельческих племен особым почитанием пользовалась богиня Земли, непорочно рождавшая каждый год Божественного Сына - обновленную природу... Красиво? Верно? У греков - Деметра, у римлян - Церера, у египтян - Исида.

114. Рождение новой жизни, при всех достижениях биологии, остается чудом. Как ни восхищаться женщиной, способной на это чудо? К тому же женщине легче поверить свои беды, она поймет и посочувствует, поможет и заступится перед грозным Богом... Недаром в столь многих видах изображают ее иконы. Одигитрия-путеводительница. Помощница в трудных родах и заступница голодающих.

115. Великая Панагия.

116. Скорбящая, Неопалимая.

117. Казанская, Смоленская, Тихвинская, Владимирская.

118. А она в тревоге и печали
Через лик грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье,
В чистых девичьих чертах,
Что лик в пламени молитвы каждый миг
Как живой, меняет выраженье.
Здесь, в Успенском, в сердце стен кремлевских,
Умилясь на нежный облик твой,
Сколько глаз, жестоких и суровых,
Увлажнялось светлою слезой! (М.Волошин)

119. Мы очень долго рассказывали вам, что узнали про христианство из книжек и икон. Познает разум. Ну, а чувство?

120. Сейчас нередко можно слышать мнение, что христианская живопись воздействует на верующего сильнее, чем светская на нас. Выходит - обделены мы. Но ведь не всегда так... У кого не было таких минут, когда краски и звуки музыки пронзят тебя насквозь и содрогнут?..

121. И ты почувствуешь себя приобщенным ко Вселенной? Верующий сказал бы, наверное, к Богу!

122. Ведь для христиан фреска, икона - послание из мира Горнего, мира Высшего. Поэтому так величавы фигуры посланцев того мира. Удивительно трудно изобразить Высшее. Но и к этому тоже устремлен разум человека.

123. На этих иконах в закарпатском селе иконописец писал Страсти Христовы. Он без колебания списал лики святых и апостолов со своих деревенских знакомых, но перед Христом кисть его замирает, робеет, сбивается. Он не знает, как его писать. Христос приходил в его видения почти бесплотным, окутанным туманом Божественности. Ну, разве кисть из щетины может передать Божественное? И он, отчаявшись, рисует его так, как может...

124. Понять, охватить своим разумом Вселенную, понять Мир... Не за это ли мы любим Чюрлениса? Не к этому ли стремились великие художники мира и гении?

125. И не потому ли такой интерес вызывает у мыслящих людей христианская живопись, что ставит веру в Сверхчувственное выше реального человеческого опыта, что дает возможность соприкоснуться с вечным? А так ли это?

126. Свежему взгляду иконы кажутся неумелыми детскими рисунками. Да и что говорить. Не умел иконописец подражать реальному миру. Даже и не старался. Ведь он изображал идеальный мир, принципиально непохожий на мир земной.

127. Чтобы подчеркнуть непохожесть, используется обратная перспектива. Тогда все линии изображения сходятся в глазу зрителя, и он начинает себя ощущать в одном общем месте с Богом. Это - сильное средство.

128. Но есть и масса других: пренебрежение к точности в изображении фигур, пейзажа, света...Фигуры вообще бесплотные. А однотонный фон не означает никакого пространства, а как бы растворяет все незначительные и случайные.

129. Масса символики. Так, волнистые волосы ангела, перевитые лентой - слухи, высшие видения. Круглый нимб - вечная жизнь - все это от римлян.

130. И вообще тут многое что от римлян. Греко-римское искусство было той отправной точкой, от которой христианское искусство пошло в свою сторону.

131. При этом христианство отрицало весь настрой жизнелюбивой античности и создавало взамен... что? - приверженцев сушеных кузнечиков?

132. Было и это, но все же есть красота и в христианском аскетизме.

133. Из иконы в икону следуют символы. Несколько деревьев - лес, башенка - дворец, вынута передняя стена храма, или две башни по бокам - интерьер. Стена с зубцами - город. В этом нет ничего удивительного. Ведь писали по образцам. И хотя существует много икон одного содержания, но одинаковых нет.

134. Меняется колорит, композиция, ритм... И это меняет смысл всего произведения. Посмотрим на Благовещенские иконы. Здесь на архангеле Гаврииле - красный хитон и зеленый плащ - излюбленное сочетание русских иконописцев...Легкой, горделивой походкой жениха приближается он к Деве Марии. Красиво вторят его движениям складки одежды.

135. В смущении и покорности выслушивает скромная Дева благую весть.

136. А этот Гавриил только секунду назад приземлился. Еще не сложены его крылья, а он уже спешит обрадовать Марию.

137. Такая порывистость пугает ее. Она смотрит недоверчиво, боится обмана.

138. И так во всем. Мы видели уже Марию-мученицу, Марию-царицу, Марию-мать. Каждой художник выражал, конечно, свои понятия, что возникали у него при думах о Деве. И конечно, не все иконописцы были равно талантливыми.

139. Но и тогда можно подсмотреть много интересного и легче оценить лучшее.

140. А это лучшее звучит линиями гибкими и певучими. Или прямыми и стремительными.

141-142. Линии вырисовывают лица - приветливые, одухотворенные, человечески добрые.

143. Линии умеют грустить, скорбеть, верить. Они лишены исступления, суровой трагичности.

144. Лица ожидают, надеются. Лица святых видят все. Это - Рублев.

145. В лицах идущих нет страха перед Всевышним, в лицах идущих - ожидание и уверенность, вера в справедливость. И это тоже Pyблев.

146. Три ангела, грусть в их глазах... Грусть в плавности движений, грусть в сиянии красок. Грусть, полная ожиданий и надежд. Поэт находит в ней потерянную рифму, художник - вдохновение, любитель искусства - написанную в красках повесть со времени иконописца, торжестве человеческого духа. И это тоже - Рублев.

147. Нe линии, а мазки-наброски лепят лицо праотца Мелхиседека. Неземная мудрость в его морщинах, неземная правда в его глазах. Это - Феофан Грек.

148. Заструились линии, как из пламени свечи. Легли мягкие краски на стены Ферапонтова монастыря. Это - Дионисий.

149. Какой художник оставил нам эту икону, составленную из изящных линий и ярких цветов, в аккомпанементе с умеренным серым, белым и розовым цветами - не знаем!

150. Сочетание больших, ровно закрашенных поверхностей из одного чистого цвета - очень подходило для создания единого плоскостного узора, что так ценилось древнерусскими иконописцами.

151. Во всем мире славятся наши иконы красотой своего колорита и композиции. 152. Красное с золотом делает икону праздничной, совсем в народном духе.

153. Поистине неоценимое богатство сберегли для нас люди. И мы не устанем гордиться ими и радоваться им.

154-160. Конец диафильма.