1 - 20 | "Нара - март 1969г." |
21 - 24 | |
25 | Пройти маршрут мы не смогли из-за ледяных заторов. Перевернулись, вымокли, потеряли весло и шапку. |
26- 32 | "Пахра - апрель 1969г." |
33-35 | Прошли всего 2 км из-за заторов и жратвы и повернули обратно... |
36- 38 | "р. Воря - апрель 1968 г." |
39 | Прошли всего 10 км. Здесь у дерева перевернулись. |
40-44 | Едва спасли байдарку, но утопили аппарат "Зенит" ботинки, свитера и пр. и пр. |
45 | Только через месяц Жилин выловил свои вещи в мутной воде речушки-Ворюшки |
46-47 | "Реванш через неделю". |
48-55 | "Спортивная река Волгуша" |
56 | На этот раз мы только распороли байдарку на 30 см. |
57-72 | И все же с шиком, через все завалы и перекаты домчались до конца маршрута на станции Турист. |
73-78 | "Нарские озера - истоки Нары - апрель 1967г" |
79. - 87 | "Истоки Нары". |
88-99 | р.Нара - апрель 1968 г. |
100 | "Да здравствует 1 мая!" |
101. | "В городе - демонстрация, |
102-104 | а в лесу - маевка!" |
105 | "р.Дубна - май 1966 г" |
106-115 | слова 4-летнего Артемки: "Мне нравятся туристские песни, есть у костра и спать в палатке". |
116. - 127 | Для многих из нас это был первый байдарочный поход, но многие шли пешком к последней стоянке на волжском плесе... И за эти труды Волга наградила нас солнцем и тишью. |
128 | "Трехдневка 9 мая". |
129 | р.Лужа, май 1967 г. |
130-138 | "О, это царство разнузданной лени..." |
139 - 147 | "Поля на поле". |
148-149 | "Впереди - р.Клязьма. |
150. | Артемка: "Ехали мы на байдарке, остановились, ста- ли рвать травку (щавель) и ее есть". |
151. - 152 | "На выпасе". |
153 | "И снова трудности". |
154-155 | р.Каширка, май 1969г. |
156-158 | Фотодокумент "Какими мы были в З0 лет". |
159-167 | Это был беспримерный по трудности переход. Большинство участников падало на землю от усталости и едва передвигало ногами. За 3 дня водного пути было пройдено 40 км сплошных естественных препятствий, завалов, перекатов и редких водяных ям для переворачивания. |
168 | Этот нелегкий переход продемонстрировал наши неувядшие силы, возросшее мастерство и высокую степень готовности к летним походам. И пусть весна кончается с той же неумолимостью, с какой кончаются наши тридцать лет, впереди у нас самое трудное и интересное. Впереди у нас -лето! |
169178. | "Прощай, наша весна..." |
А теперь, чтобы хоть немного почувствовать, о чем шла речь, я приведу текст своей старой заметки в заводскую стенгазету:
"Апрель - время распутицы и межсезонья, когда туристам делать нечего: на лыжи встать - на поле в грязи завязнуть, пешком идти - в лесу из мокрого снега не вылезти. Другое дело речки: любой овраг становится бурным и непроходимым потоком. Кругом вода. И оказывается, что для туристов-водников нет лучшего времени, чем апрель. Тихие и мелкие подмосковные речки становятся бурными и глубокими. Плавание по ним подобно увлекательному слалому, когда хрупкое тело байдарки быстро проскальзывает на крутых поворотах под низкими мостками или между ножеподобными корягами и сучьями. Небольшая неточность или заминка в ходе - и байдарка переворачивается или распарывается бок.
На заводе водный сезон начали рано: уже 31 марта вышли по Наре две байдарки. Эта вылазка была не совсем удачной: переворот байдарки и купание между льдинами не входило в первоначальные планы. Но случайности не могут отпугнуть туристов.
В следующее воскресенье еще больше байдарок пускается в путь. Нара и Воря, Пахра и Волгуша - учили наших "капитанов" - смелости и осторожности, глазомеру и дружеской солидарности.
Конечно, было много драматических моментов вынужденное купание в ледяной воде, и хруст байдарочных скелетов, и ловля своих же вещей в мутной воде половодья.
Нас спрашивают: "Зачем нужны такие издержки?" и не получают ответа. Ибо бесполезно описывать словами мощь апрельской воды и солнца, картину весеннего переворота природы. Это можно только видеть и ощущать всем телом и уж никак нельзя определить ценность апрельских воспоминаний, оставшихся в тебе на долгое время..."
На дне рождения Лили 25.5.69 г. собрались как раз участники этих веселых приключений. Веселились не столько от вина, сколько от переживаний последнего байдарочного похода по Каширке. Столь оперативно состряпанный диафильм имел тогда шумный успех. Самый пустой из наших фильмов в тот вечер был удачным и уместным. Но и только. Уже более поздние просмотры зрительского удовлетворения, как правило, не достигали. Радикальная попытка избавиться от многословья в наших диафильмах, заменив их музыкой, в целом, хороших результатов не дала. Без содержания, оказывается, фильм не смотрится.
Однако желание продолжить чисто туристскую линию новыми фильмами у меня осталось: так много за эти годы насобиралось отснятых кадров о нерассказанных походах и городах, что справиться с этим половодьем зачастую хотелось простым показом под музыку, на манер "Весны воды". И только неуспех последнего останавил меня от появления "Москва-реки", "Подмосковных монастырей", "Волжских городов" и много иного... Приходится мириться с ощущением постоянной недоделанности, незавершенности своей диафильмовской работы.
Уже через месяц после выпуска "Весны света" я записал "Хибины" и... потерпел полную неудачу. Фильм никому не нравился. Так было: от наибольшей удачи к крайнему срыву.
Обойти эту неудачу без разбора я не хочу. Ведь это не только личная неудача, но и провал всего "туристского" направления. Ведь что предполагалось заранее? - Мол, если хорошие люди будут рассказывать о своей жизни, о самом значительном и интересном в ней, то у окружающих будет возникать вкус к хорошему, а мораль - укрепляться... Ну, а что может быть интереснее в нашей жизни отпускных походов?
Эта иллюзия присуща многим. Отсюда такая масса рассказов и фильмов о летних отпусках, об испытанной экскурсионной экзотике. Теперь, после "Хибин" и любительских фильмов своих знакомых я убедился: это скучно. Интересно самому испытывать экзотику - грустно слушать чужие рассказы-похвальбу. Упоение рассказчика, как единственного знатока и очевидца, как счастливого монополиста на действительные впечатления, чаще даже раздражает, как раздражает любое проявление чужого превосходства. Возникновение же чувства оскорбленного равенства очень опасно для общения. Мы это испытали на собственной шкуре! Но причины своих неудач поняли далеко не сразу.
Что касается "Хибин", то другой важной причиной неудачи была спешка. Сценарий я написал очень быстро, объединив с цветными хибинскими слайдами черно-белые кадры карельского лыжного похода пятилеткой давности. Потом, договорившись со Славой, заперся на вечер в комитете ВЛКСМ завода и с грехом пополам записал текст вперемежку с туристскими песнями. Однако запись была столь неудачной, речь моя - столь невнятной, что все пришлось переписывать с участием Лили (с тех пор она стала основным чтецом).
И наконец, сами слайды были неряшливо заклеены в самодельные картонные рамки. Это был мой первый (и неудачный) опыт. В продаже картонных рамок для слайдов еще не было, и мне приходилось вырезать их самому из картона, действуя ножницами и бритвенным лезвием, а потом склеивать. Получалось криво и грязно. Потом у моих друзей появился самодельный штамп и дело улучшилось: я сидел после работы дома и колотил по нему молотком, выбивая за два удара половинку рамки. Колотил, пока соседи на два этажа ниже не взбунтовались. Тогда приспособился действовать большими плоскогубцами, сжимая ими штамп в несколько приемов. Занимался этим даже на работе, тихо похрустывая штампом под столом... Так продолжалось довольно долго, вплоть до появления в продаже фабричных карточных рамок. Вот когда я вздохнул с облегчением: "Наконец-то. Да здравствует советская промышленность!"