В. и Л. Сокирко

Том 11. Черноморье 1981г.

Диафильм "Молдавия"

(Идея 2-го Рима и др.)

Используйте клавиши Ctrl + для того что бы увеличить изображение и Ctrl - для того что бы уменьшить.

106. Идея 2-го Рима - православие

107. Городище Старого Орхея на высоком мысу Реута в 10 км от его устья - считается одним из древнейших в Молдавии.

108. Но мы ничего о раскопках не узнали, не у кого было.

109. Были рады хоть тому, что нашли смотрителя пещерного монастыря и вошли в скалу.

110. Малюсенькие кельи - не повернуться. Потаенная аскетическая жизнь. Так было на заре христианства. Так выживало христианство и при владычестве турок. И не только выживало, но и накапливало аскетический духовный опыт.

111. Наш проводник вывел нас на балкон над Реутом и, с трудом подбирая русские слова, рассказал, что монастырь давно пуст, а вот церковь наземная была

112. совсем еще недавно - почитаемой и богатой. Для нас же пещерный Орхейский монастырь связывается с единственным

113. национальным святым, которого мы знаем - старцем Паисием, жившем в 17 веке. Украинец из-под Полтавы, он с детства мечтал о подвижнической монастырской судьбе.

114. Уже будучи зрелым руководителем монашеской общины на Афоне, он был приглашен молдавским господарем для укрепления национальной веры - не в Орхей, правда, а в Нямц, оставшийся ныне, как и большая часть Молдавии, в Румынии. Ну и что с того, если дух Паисия и его учеников веет по всей Молдавии и даже далеко за ее пределами.

115. От себя он требовал подвигов, а от братьев их ждал, нет, убеждал своей великой любовью. Сколько сил он потратил на переводы святых книг, святого слова - на славянский и молдавские языки!.

116. В годы тяжелой для Молдавии жизни, выбор им физически мучительной, но духовно светлой и радостной жизни - был замечательным образцом оптимизма, как ни странно,- воли к жизни нравственной, общинной, праведной.

117. Вера и пример святого Паисия и иных подвижников, населявших пещеры Молдавии, были необходимы для национального выживания и вошли в память и дух народа.

118. Святой Паисий - украинец по происхождению, грек по духовному созреванию, молдаванин по главной, последней поре наставничества, по своему посмертному влиянию смело может быть назван русским. От него пошел пример старцев-наставников, так восхищавших и привлекавших Гоголя, Достоевского, Толстого.

119. И думаем мы, что не случайно именно на молдавской земле нашел Паисий дело своей жизни, не случайно стал молдавским святым и

120. образцом для подражания.

120-121. Украинская идея

122. Дождь загнал нас в гостиницу районного Оргеева, что стоит на Реуте, немного выше Старого Орхея. Здесь мы не только с удобством переночевали, но подсушили палатку и одежду, чтобы утром выйти в город для знакомства с его главным памятником.

Обычный городок с райкомом в центре с двумя неизбежными Ильичами и спешащими мимо равнодушными людьми.

123. Не страна, а провинция.

124. Зато на окраине Оргеева стоит церковь 17-го века, а перед ней

125. памятник господарю Василию Лупу - строителю церкви и города, как своей резиденции.

126. Просторная боярская одежда, шапка-тюрбан... Так не схоже с европейским обликом Штефана Великого. Видно, время изменилось. Василий Лупу похож уже больше на турка или на какого-то запорожского гетмана и напоминает нам о молдавских связях с Украиной и казаками, многократно помогавшими молдаванам в борьбе с турками:

127. Ой, у города у Черкасс / Бубны затрещали,
Когда те молдавские послы / К гетману прибывали.
Ой, мы молдаване, мы християне, / Не милуют нас басурмане!

128.Вы, казаки, за веру вступайте,
К нам, христианам, на помощь прибывайте!
Казаки за веру вступают, / Молдаванам-христьянам помощь присылают,
Трубят в трубы, в рожки играют, / Глазами казаков провожают...

129. Да, одежда и впрямь изменилась, но не изменилась молдавская мечта о независимости от турок. Только если Штефан Великий рассчитывал на союз с русскими, то Василий Лупу пытался осуществить

130. такой исторический союз с украинским народом в самую пору его славы и могущества. Как и Штефан, он закрепил этот союз браком своей дочери с сыном Богдана Хмельницкого - Тимофеем.

131. Но история не осуществила и этого шанса. Самостийная Украина погибла в тисках меж тремя великими и хищными державами. Тимофей погиб при осаде Сучавы, а Молдавия осталась под турками. Попытка Василия не удалась, но только из таких попыток и состоит борьба за независимость. И какой-то исторический шанс вдруг осуществляется. Вот и все.

132. Идеи III и IV Римов

133. Бендеры

Второй по величине город Молдавии с действующей до сих пор крепостью - символизирует для нас приход на эту землю русских.

134. Из окна автовокзала мы, прежде всего, видим городской собор.

135. Под сильным влиянием православных славян и молдаван, живших под турецким игом, возникла идея Москвы, как третьего Рима - преемницы Константинополя и защитницы всех православных.

136. И мне кажется, что не без примера молдавской Елены Иван Грозный выводил свой род от римского Августа, хотя намного проще было бы ему вспомнить своих предков от татарского Мамая.

137. Но, подняв знамя III Рима, Москва не имела под ним достаточных военных сил. И только когда она сама перестала быть столицей, когда Россия повернулась к Западу, только из Петербурга, ее новой столицы (можно для порядку звать его 4-м Римом),

138. пришли русские войска под водительством самого Петра Великого на соединение с господарем Дмитрием Кантемиром, изменившем Турции. Но... потерпевшим страшное поражение на Пруте. Лишь через столетие

139. почти беспрерывных войн турецкого и русского Римов, осад и штурмов на этой земле, часть Молдавии под названием Бессарабия вошла в состав Российской империи.- С 1812 года на целое столетие.

140. Но Петербург был все же не четвертым Римом, а каким-то полуторным гибридом, средним между 1-м западным и 2-м - восточным. Римский по форме, византийский по деспотизму. И такое же влияние он оказывал на новую Бессарабскую провинцию.

141. В центре Кишинева воздвигается помпезная триумфальная арка, а рядом - кафедральный православный собор -

142. западного, классического стиля. Жизнь внешне пошла вперед. Молдавские бояре из турецких беев сразу превратились в русских дворян и быстро приобщались к европейской культуре.

143. Но этот процесс почти не затрагивал молдавских крестьян, а только усугублял их разрыв с высшими классами.

144. Кишинев начала XIX века, сохранившийся в некоторых домах старой застройки, неразрывно связан с памятью о Пушкине и декабристах.

145. Музей Пушкина - дом, где он жил как политический ссыльный. Иногда за очередную проказу генерал Инзов отнимал у него на несколько дней сапоги, и тогда тоскующий поэт сочинял стихи:

Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе орел молодой...

146. Какие проказы, ну, например, сочинял "Гаврилиаду" во время обязательной для него службы в ближайшей Благовещенской церкви. Правда, когда с "Гаврилиадой" познакомился император, поэту грозили совсем иные наказания, и он напрочь от нее отперся:

Я стал умен, я лицемерю, / Пощусь, молюсь и твердо верю,
Что Бог простит мои грехи, / Как государь мои стихи.

147. Дни в Кишиневе Пушкин проводил в людской толчее, на базарах, с любопытством примеряя к себе восточные народы и цыганские напевы. Вечера посвящал светской жизни на балах у молдавских бояр в одном из таких домов. И, наверное, не одной женщине вскружил он голову своим негритянским темпераментом...

148. Бывал поэт и в этом доме грека Кацики, где гнездилась таинственная масонская ложа "Овидий-25", куда входили и все кишиневские декабристы Южного общества во главе с генералом Орловым

149. Михаилом, братом будущего шефа охранки Алексея Орлова. Но в декабристскую организацию поэта не приглашали, боясь его открытости и шпионов вокруг. И слава Богу!

149а. И удивительно, что озорная жизнь Пушкина и его стихи значат для современных молдаван несравненно больше, чем революционный пафос и старания декабристов.

150. В сотне км от Кишинева есть село Пушкино, бывшее Долино, а в нем сельская усадьба бояр Константина и Зампиры Ралли.

151. По дружескому приглашению хозяина Пушкин здесь пробыл 3 недели.

152. Дом в прекрасном состоянии. Нас больше всего поразило восточное убранство большой гостиницы. Насколько в те времена высший класс Молдавии был отуречен!

153. В Пушкинской комнате развешены его рисунки, стихи, и мы поразились, сколь плодотворно он жил в Молдавии. В скульптурной группе у окна Пушкин в центре цыганского табора, где он прожил две недели.

154. Табор стоял в 3 км отсюда у тех гор, у родника. Там он встретил красавицу Земфиру и, конечно же, увлекся ею, и, конечно же, она через две недели ему изменила. И безутешному поэту осталось только воспеть ее в поэме "Цыгане".

155. Нам рассказывала об этом одна из автобусных экскурсоводов - необычайно милая женщина, любящая и стихи, и самого поэта. С каким чувством она говорила: "Его любили все лучшие женщины России!" или: "Он целых два года провел в нашей Молдавии"

156. ...Волшебной силой песнопенья / В туманной памяти моей
Так оживляются виденья / То светлых, то печальных дней..
В стране, где долго, долго брани / Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани / Стамбулу русский указал,
Где старый наш орел двуглавый / Еще шумит минувшей славой

157Встречал я посреди степей / Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов, / Смиренной вольности детей.
Но счастья нет и между вами, / Природы бедные сыны!
И под издранными шатрами / Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые / В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет.

158. За турецкой экзотикой и цыганской романтикой Пушкин фактически не заметил самой Молдавии, а про ее столицу отзывался не иначе, как:"Проклятый город Кишинев, / Тебя бранить язык устанет.» сейчас он едва ли не самый любимый русский у молдаван.

Да, да, безусловная искренность, талантливость во всем и глубокое проникновение в жизнь всех людей, не разделяя их на нации, a может, и еще что-то непонятное, делают Пушкина любимцем всех народов, даже им неназванных.

159. Возвращаясь в Кишинев автобусом, я не могла отделаться от мысли, что негритянского вида шофер и его собеседник - явный родственник, имеют к нашему поэту не только духовное, но и прямо генетическое отношение.

160. И снова в Кишиневе встреча с Пушкиным. Теперь в Центральном парке его имени. За фонтаном - стела с его небольшим бюстом, еще

161. от прошлого века, от горожан.Но самое интересное, что от бюста Пушкина идет аллея молдавских классиков. Конечно, в этом есть преувеличение - у молдавской поэзии и литературы есть истоки и традиции еще с допушкинских времен. Но и в этом символе есть правда.

162. О бархатисто-звонкий мой язык!
Ты пышный урожай сберешь словесных злаков,
Исконный твой алтарь - Карпат немая высь:
Очарование славян и твердость даков
С твоей латинскою оправою срослись.

163. Воинственный казак, монах, ученый-эллин,
Париж, Стамбул звучат в кипенье ковких слов.
Тебе путь высших становлений велен -
И трепет лир, и дикий вопль рогов.

164. О зодчество румынских слов! Дивлюсь я силе
И краткости насыщенной твоей.
Нашествия врагов тебя обогатили,
Живи в веках! Старея, молодей!

165-166.

167. 30 лет в боярской Румынии

По логике вещей, русская участь была уготована всем православным провинциям ослабевшей Турции, но этому помешала Европа. Независимость получили не только Сербия и Болгария, но и Валахия с Молдовой, объединившиеся в королевство Румыния.

168. Так самим названием был провозглашен поиск новой страной своих перворимских истоков. Непростой поиск, т.к. ему противоречило изживание деспотических и рабских привычек в душах людей,

169. особенно высшего класса. Вспомним стих М.Эминеску
...Патриоты! Патриархи учредительной кормушки,
Где продажностью пропитан всякий, с пяток до макушки...
...Возомнила эта шайка, эти хищные подонки,
Что они и есть румыны, Рима гордого потомки.
Эта накипь лжи и яда, эта чернь и этот гной -
Полновластные владыки над людьми и над страной...

170. Это вы - потомки Рима? Вы, скопцы с душой тлетворной?
И людьми-то называть вас человечеству зазорно!
Эта язва моровая, этот мусор человечий,
Не стыдится отчизну выставлять на поруганье
И чистейшие святыни трогать блудными руками!
Вы в Париже, в этом сальном лупанарии разврата,
Где веселья у камелий ищут сводники и фаты,
Просадили в карты юность, и кресты...
Что же дать сумел вам Запад, если вы пустым-пусты?

171. Но к чьей же помощи он призывает? - Не к римскому народу (его не было), a к страшному Дракуле...

...О, вернись, воскресни грозно, Цепеш-князь, гроза земли,
Недоумков и мерзавцев на две своры раздели.
В две вместительных темницы заточи их, а потом
Подожги десницей властной и тюрьму, и желтый дом!

Разве эти слова не призыв к деспотизму - только с левого фланга? Вот откуда в независимой Румынии корни всяческих Антонеску или, совсем напротив, Чаушеску!

172. История как бы поставила эксперимент - революция 1917 г. воссоединила Бессарабию с Румынией. Но перед войной Сталин вернул ее к себе, в Союз, назвав Молдавской Республикой. Как же вспоминают молдаване почти 30 лет жизни в составе независимой Румынии?

173. У этой закрытой, но не заброшенной церкви в Каприану мы разговаривали со стариком, хорошо помнящим ту пору.

174. Он не ругал боярскую Румынию, как это делают все путеводители, хотя и не скрывал, что сегодняшняя жизнь ему кажется более легкомысленной и бездельной. Жаловался на одиночество, что сын-горожанин не помощник.

175. А насчет прежней жизни сказал так: "Победней, может, была, но порядку и смысла в ней больше было. Знали люди, для чего надо стараться. Да и управители не давали им забывать."

176. "Едет боярин со своей свитой, ...ну, как нынешний секретарь райкома, и видит, что чье-то поле в сорняках и неуходе. Поворачивается к селу, собирает сход, а тот присуждает виновного лентяя к порке, тут же. И за дело, чтоб не повадно было".

Эту историю нам рассказывал уже другой молдаванин в автобусе на Требужены, когда мы проезжали мимо какой-то зоны с колючей проволокой.

177. В этих бесхитростных словах нам открывалась какая-то неизвестная нам правда: насколько нравы народа, его готовность подчиняться боярам и секретарям существенней национальной независимости.

178. Вот почему возвращение Бессарабии из Румынии в Союз не стало для крестьян каким-то трагическим переломом, как в Прибалтике. Как нам кажется, основной настрой: "Какая разница!" А ведь так и свойственно отвечать еще не пробудившимся народам.

179. Эпилог. Советская Молдавия

У нас было немного разговоров с молдаванами - в музеях и автобусах, на дорогах и в домах. Ведь всего 5 дней мы здесь были.

180. Все же мы немножко узнали этих простых и славных людей, испытали

181. на себе их вежливое, удивительно ненавязчивое гостеприимство,

182. ласку, особенно к детям.

183. Несмотря на все начальственные перегибы и перекосы, молдаване держатся за свои земли, деревни, строят дома, украшают так, что можно надеяться, что верховные утопии они переживут, и своих

184. привычек не растеряют.

185. В памяти остались свидетельства их трудолюбия и основательности результатов, что особенно заметно в отделке домов.

186-187. Радовала нас нестареющая народная страсть к прекрасному, как к празднику, сотворенному не профессиональными, а собственными руками.

188. Мы говорили больше с селянами. В городе какие могут быть разговоры?

189. Тут нас захлестнула процессия молодых. А тут разве людей

190. остановишь, тем более разговором о римских основах? Абстрактные понятия такого рода им, наверное, чужды.

192. Но духовно они намного ближе к идеалам жизни свободных римских крестьян, т.е. к тому, что, по нашим представлениям, и является зерном молдавской идеи о своем римском наследстве.

193. И мы надеемся, что наследство Драгоша окончательно победит традиции Дракулы, что они еще удивят мир, как дако-румыны в эпоху Штефана Великого,

194. и что их пример и нам поможет.

195-196. Конец