1-2. Галя: Летом 84 года мы ездили в Среднюю Азию, в Таджикистан. Ходили в основном вместе, но чувствовали и думали разное. Мне была интересна новая для меня страна, маме - разговоры с людьми, а папа, как всегда, искал подтверждение своим мыслям.
3. Так и получились три разные взгляда, вернее, три совершенно разные истории, объединенные лишь тем, что в Азии мы были вместе.
4. Я расскажу о нашем небольшом путешествии. Мама расскажет, что узнала о судьбе встреченных людей, таджиков, с которыми ей так нравилось общаться.
5. Самосуд за Кампучию Папа же выложит совсем иное. Он говорил, что ехал сюда, на крайний юг нашей Азии, поближе к Кампучии, но потом убедился, что никакого сходства нет. Но и умалчивать о своих мыслях он не хочет.
6. Лиля:Ночь в поездеВ Таджикистан мы въехали ночью, так и не получив прохлады. Поезд Самарканд-Душанбе весь день морил нас жарой самых южных,
7. узбекских приграничных областей. Жара за сорок накалила наш вагон до невозможности. Так что настроение и самочувствие не было у нас приятным.
8. Проезжаем редкие станции одинаковой "восточной" архитектуры. Вслушиваемся в звуки речи меняющихся попутчиков, узбеков и таджиков, особенно школьников, отправляемых на хлопок - эту самую тяжелую тяготу, наложенную на среднеазиатских детей. Со стыдом и сочувствием я гляжу на них - а они, ничего, спокойны и веселы. И не чувствуют неприязни к нам, праздношатающимся летом.
9. Витя: Так и не взглянув, глухой ночью, проехали запертый пограничниками город Термез с его знаменитыми буддистскими памятниками. Невыносимая, прямо тропическая духота, как у Гурницкого в Кампучии.
10. Его книга не только сконцентрировала в себе свидетельства очевидцев, но и доказательства нашей вины. В духоте азиатской ночи потрясение от этой книги как бы сгущается в ожесточенный самосуд -
11. по мере нашего продвижения в таджикские горы. Ведь я знаю:
12. через индийские Гималаи они заканчиваются болотами буддисткой Кампучии.
13. Лиля:Мавзолей Наджхона XII в.Мы еще спали, когда Витя один слез с нашего поезда
14. в первом таджикском райцентре Регаре, ныне Турсун-заде, и автобусом
15. уехал на 25 км ближе к афганской границе. Я перескажу его рассказ. Он - столько увидел!
16. Солнце только вставало, и утренняя прохлада будила украинские сельские
17. воспоминания. Но живут здесь узбеки, таджики и афганцы. Приезжим трудно различить их по внешнему виду, но это очень разные народы,
18.c разной судьбой. Но общим учителем их стал ислам. Мавзолей святого Наджхона. Выжжено вокруг него, а во дворе -
19. зеленый прохладный оазис, с остатками искусства XII века. Мавзолей выстроен задолго до прихода сюда узбеков, и потому законно считается памятником
20. таджикской, исконной культуры. A мастера пользовались приемами и традициями еще более старых времен. В этих кирпичных узорах различают мотивы храмов огнепоклонников и мягкость популярного здесь когда-то буддизма. Послушайте отзыв о таджиках старого словаря Брокгауза:
21. "Таджики - племя арийского происхождения, часто называют себя парсиван, т.е. персами. Они, действительно, являются остатками первоначального персидского населения... имея с ними схожий язык и литературу...
22. В их лицах ясно замечаются главные черты иранского типа.
23. Занимаются земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей. Они исповедуют магометанскую религию шиитского толка, но сохраняют еще следы почитания огня и солнца...
24. Как в первые века принятия ислама, более всего таджики отличались на поприще религиозных знаний и философии (Авиценна, Фирдоуси, Хайям)
25. так и теперь еще в Бухаре, Фергане и Кашгаре известнейшие муллы и ишаны принадлежат к таджикам...
25а. По духовным качествам таджики стоят много выше своих тюркских завоевателей узбеков: Бухара только потому сделалась средоточием среднеазиатской цивилизации, что там с древних времен таджики составляли преобладающее большинство населения, которое, хотя и покоренное, не переставало играть роли цивилизаторов по отношению к своим повелителям. Да и слово таджик означает "увенчанный". Это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех же местах.
26. Они же были и устроителями ирригации в оазисах Туркестана..." Отзыв дореволюционной энциклопедии рисует таджиков очень славными и симпатичными людьми. И такими я видела их наяву.
27. И потому с интересом расспрашивала Витю о его встречах.
28. Спустившись в деревню и ожидая автобус, он разговорился с местным учителем об истории появления здесь афганцев... Томон плохо объяснялся по-русски, Витя только
29. понял, что живут здесь "афгани", а не афганцы. Пришли сюда еще в 30-x годах, их не так уж много и непонятного рода - то ли цыгане, то ли индусы. А афганцы - это те же таджики, только за Пянджем. Потом он остановил
30. легковушку своего ученика, чтобы тот подбросил Витю до станции, а по пути познакомил его с молодыми афганками - на поле душистой герани. Наш старинный комнатный цветок здесь растет - для духов.
31. Томон вызвал самых старательных старшеклассниц, сказал, что их портреты нужны для газеты и велел умерить свою стеснительность и смешливость.
32. Здоровые и веселые дети - все ли такие? Или только те, чьи родители добровольно пришли на эту землю? А тех, чьи родители и деды были переселены принудительно, детей таджиков с памирских гор, кого силком гнали в рай - Витя, наверное, не встречал.
33. Обвинение Кампучии: Что же там произошло? - Красные кхмеры, или по имени своего вождя - полпотовцы - европейски образованные, коммунистически верящие люди, по-вьетнамски смелые и острожные, по-китайски радикальные и прагматичные - захватили древнюю земледельческую страну с богатой буддистской культурой и историей и стали вводить реально чистый социализм, вернее, "реальный коммунизм" - общество без денег, без рынка, без печати, книг, без школ, без семьи, даже без любви и песен.
34. И, как потом оказалось - без жизни. За недолгих 4 года они уничтожили почти 3 из 8 млн. кампучийцев, т.е. больше трети добродушного и мягкого народа. А существовали планы уничтожения половины населения, или даже оставить лишь 1 млн, но коммунистически перевоспитанных кампучийцев. И только вмешательство вьетнамцев извне спасло этот народ от неминуемого самоуничтожения. Такова формула обвинения.
35. Летом 1979 г. заочный суд в Пном-пене приговорил Пол Пота и его зама Йенг Сари к смерти, но это не лишило их недвусмысленной поддержки большинства стран мира, даже ООН. Так что сегодня мир в целом не знает виновных в массовом уничтожении людей.
36. А на деле - тут виновны все! Каждый из нас! И только мысли да равнодушие не дают увидеть собственной вины, я это понимаю по себе. Как и полпотовцы, в молодые годы я принимал и даже славил революционное насилие, приветствовал Мао за его уничтожающую критику либерализма, за "штурм неба коммунизма". Я тоже не мог противостоять европейской рафинированной культуре нигилизма, увлекался европейским миссионерством. А, с другой стороны - восхищался ролью Америки
37. и, значит, тоже виноват в гибели Кампучии. Оказалось, что все это способствовало полпотовству, помогало встать на ноги величайшему в истории палачу.
38. Лиля: Посещение Гиссара Без нас Витя побывал еще в Гиссарской крепости - старинном центре
39. Таджикистана, ныне архитектурно-археологическом заповеднике. Гиссарская крепость вся была за воротами и размещалась на высоком плато с круто
40. обрывающимися к полям склонами взамен городских стен.
41. Покопавшись, ученые установили, что люди жили здесь с первобыться, но крепостью это место стало лишь в античные времена.
42. До сих пор в памяти таджиков живы легенды о воинах Александра и о согдийских богатырях. И может, Гиссарская долина две тысячи лет
43. тому назад и была частью эллинской Согдианы, счастливо вобравшей в себя достоинства разных культур с четырех сторон: хорезмское трудолюбие, греческие бесстрашие и культуру, индийскую мудрость, китайские уважение к предкам и семье.
44. К сожалению, история не была здесь мирной. Завоеватели появлялись также с четырех сторон, не давая таджикам жить своим государством.
45. Ими правят то преемники Македонского, то парфяне, то буддийские кушанские цари, иранские шахи, то монгольские ханы, а в последние века -
46. длинная череда тюркских, узбекских повелителей вплоть до бухарского эмира и Энвер-паши в ХХ веке...
47. Подчиненные эмирам беки, наверное, и строили медресе и мечети вокруг главной торговой площади в тени крепости. Они-то и населяли долину
48. узбеками так, что ее даже звали Узбекистаном, а таджики уходили в города или в горы. И только в 20-е годы нашего века впервые было создано таджикское государство-республика.
49. Медресе Кухна XVIII века, а рядом -
50. основание древнего караван-сарая и ожидающая раскопок
51. городская площадь... Типичный мусульманский город, вроде маленького Самарканда (согласно небольшим размерам гиссарского бекства).
52. Правда, столицей Таджикистана стал чисто таджикский кишлак Душанбе, но ведь каждому народу необходимо иметь старинные здания -
53 как зримую. историческую память. И вот здания Гиссара стали сегодня
54. выполнять эту благородную роль.
55. Мечеть XVIII в
56. В мечеть можно войти и посидеть в тени вечности.
57. И вернуться в мир обновленным человеком.
58. В мир, где живут красивые, здоровые, нормально выросшие дети бывших горожан и горцев, снова вернувшихся на свою древнюю родину.
59. От их вида возникает даже чувство умиления. Наверное, так убежденный еврей смотрит на рослого сабра, родившегося в Израиле.
60. Уж очень велика Азия и безгранично открыта насильственным переселениям людей и целых народов: евреев в Вавилон, арабских и персидских ремесленников Тамерланом, армян - в Аравию. А в наш технический век возможности для переселения возросли, особенно в Азии.
61. И потому я гляжу на этих женщин не с осуждением их отсталости, а с удовлетворением от их устойчивости.
62. Под традиционным халатом этого крестьянина - европейская рубашка. Просто и удобно. Возможно, сын его вообще халат не наденет. Ну и пусть.
63. Он останется сыном отца, таджиком, т.е. личностью, цельным, полным, бесконечным человеком с трудами и мечтами, с предками на соседнем кладбище и внуками, которые будут жить на этой земле.
64. На площади перед вокзалом люди слушают слепого певца с неказистым инструментом, и в наш век телевизоров - пусть не широкий, но продолжает течь животворный поток легенд и сказаний от пошлого в будущее. Среди них - легенда о счастливой стране
65.Провел я вечер с древним стариком,/Приветливым и добрым шутником
Он говорил, Памира старожил, / А я писал, в стихи переложил:
"Однажды, в прежние года, / Когда рука еще была тверда,
Я вышел на охоту... Целый день/ Оленя гнал. Завел меня олень
В гористую пустыню...
Не помню, как и где, среди вершин / Я очутился в тайном цветнике.
66. Людей каких-то я увидел там,/ Они, счастливые, не ровня нам!
...Зима и лето, камень и вода / Там людям покорились навсегда...
Посудой золотой дома полны / И не имеет золото цены.
...И сколько там я видел стариков /- Окружены толпой учеников!
67. Там вовсе нет вражды между людьми.
Кто спросит: дай! - Готов ответ: возьми!
Там братья все, там злобы нет следа,
Там, как мужчина, женщина горда.
Никто не хочет избежать труда,-
Не потрудившись, не вкусит плода,-
Им труд приятен, как в зной вода.
Затем, что не бесплоден никогда,
Что только тронет человек рукой,
Приходит в равновесие, в покой...
68. Дехкане! Я при жизни был в раю,
И правды перед смертью не таю!
Ведь это рая - не земли - закон,
Что человек - стареть не обречен,
69. Я был в раю, дехкане-бедняки!
Часы мои предсмертные горьки,
Грехи мои, должно быть, велики,
Что не нашел я больше той реки...
...Не помню, местность называлась как,-
Но, кажется мне - Золотой кишлак!!!
70. Витя: Как и Гурницкому, мне надоело слушать, что виноваты только "коммунистические мечтатели", виноват лишь Пол-Пот, когда был коммунистом, а сейчас в Таиланде, под американским покровительством, он стал совсем другим... демократом.
71.Мечта-преступник Мне тоже противно сваливание вины с себя лишь на мечтателей о земном рае и прирожденный азиатский экстремизм. Хотя, конечно, были у кампучийской трагедии и собственные, объективные причины.
72. Первая Уже 2 тысячи лет существует кхмерское государство на южных отрогах величайших Гималайских гор. И 2 тысячи лет оно было зажато Таиландом с Запада и Вьетнамом с Востока. То завися от них,
73. то поглощая их в период расцвета кхмерской империи Ангвора С тех пор вид храма Ангвор - символа кхмерской империи, хранился всегда на знамени и в душах кампучийцев - великой мечтой о великой власти, которая к отдельному человеку оборачивается его привычкой к покорности. Противостоять же такой народной традиций, на мой взгляд, могут только ученики Ганди.
73. Вторая Конечно, сыграла свою роль и религия. Буддизм южной, атеистической ветви ханаяна воспитывал отвращение к земной жизни, покорность судьбе, кротость, незлобивость, а дополняющий его временами вишнуизм внушал воинственность и государственность. Влияние религии на характер и судьбу народа очень велико и таинственно,
76. потому нелегко понять, почему кроткий буддизм воспитал полпотовцев и допустил их победу. В юности сам Пол Пот был 6 лет буддистским монахом. И потому все сторонники кротких религий на земле тоже не имеют права уходить от вопроса о своей вине.
76. Третья И все же истоки его последней грандиозной трагедии лежат скорее в обращении за помощью к Европе и превращении страны в буфер между интересами великих мировых держав. Сначала между Англией в Таиланде и Францией во Вьетнаме, потом - между сверхдержавами. Началась цепь зависимостей и комплексов неполноценности, от которых кампучийцы не избавились до сих пор. Выходом могла быть завоеванная независимость. Но она была предоставлена Кампучии только внешне. В 1954г. совещание великих держав по Индо-Китаю утвердило статус Камбоджи, как мирного, независимого и нейтрального государства.
77. С уходом французов главой государства стал бывший король, знаменитый принц Народом Сианук, довольно ловкий политик, 15 лет пытавшийся лавировать между западом и социализмом, Америкой и Вьетнамом. Его беспринципность - немалая причина трагедии Кампучии. Он получал западные деньги для развития экономики и искусств в стране и одновременно закрывал глаза на тропу Хо Ши Мина, по которой, в основном, и шла помощь
78. Северного в Южный Вьетнам, вызывая, конечно, недовольство американцев, ушибленных их порочной борьбой за так называемую сайгонскую демократию.
78. А за это вьетнамцы в услугу Сиануку удерживали от выступлений своих старых соратников по партизанской борьбе - камбоджийских коммунистов. И будущие красные кхмеры тихо догорали в своих партизанских логовищах, изнывая от ненависти ко всем на свете.
78а. С двуличием Сианука Америка расправилась в 1970 г., когда помогла перевороту маршала Лон Нола. Она надеялась с его ответной помощью перерезать тропу Хо Ши мина и добиться победы в Южном Вьетнаме.
79.Но в ответ вьетнамцы возродили из небытия красных кхмеров, а китайцы помирили с ними Сианука. Были быстро созданы освобожденные районы с так называемым Королевским правительством национального единства и развернута гражданская война. Так из-за неумного стремления Америки к победе во Вьетнаме полпотовцы получили сразу - и законную
80. королевскую форму, и вьетнамское, т.е. советское и китайское, оружие, и поддержку крестьян против продавшихся Америке правителей.
81. С 1970 г. победа полпотовцев, а значит, и казнь страны была предрешена. Не сразу, но наступила она через пять лет агонии. 17 апреля 1975 г. после эвакуации американцев и бегства правительства Лон Нола, в Пном-пень вступили отряды красных кхмеров. Наступила черная ночь.
82. Галя: ДушанбеХотя, по папиным подсчетам, считается, что мы провели в таджикской столице три дня, но она сама нас не сильно интересовала. Было очень жарко, и мы нехотя посмотрели одну центральную улицу, ее дома, скульптуры, музей.
83. Первый день в ожидании папы мы провели в основном под тенью деревьев у главпочтамта, второй - у Варзобского озера в Душанбинском пригороде, а в третий - пересекли город по пути к аэропорту.
84. И был еще четвертый день, когда, вернувшись с гop, мы снова зашли на главпочтамт - вдруг простили нас Сулимовы и оставили записку, а потом - через рынок ехали на вокзал - но эту пленку у нас украли в поезде с фотоаппаратом и потому, главное, что осталось в памяти и на слайдах
85-86 - это отдых на Варзобском озере.
87. Наши палатки стояли на берегу сбегающего с гор Варзоба, от которого даже в жаркий полдень шла приятная прохлада, что помогало готовить
88. костюмы и роли завтрашнего праздничного представления в честь дня рождения Оленьки.
89. И вот наступило это доброе утро, когда было столько веселья, и никто не предполагал, что через два дня мы так резко и грустно расстанемся.Выбрана поляна для праздничного завтрака и повешен занавес для театра.
90. Маша была Колобком, Аня - зайчиком, Алеша - медведем, Вовочка - волком, ну а я, конечно, Лисой...
91. Зрителей, правда, было маловато - столько же, как и актеров, но играли все равно от души и аплодисменты были искренними, особенно от
92. Оленьки.
93. Второй же наградой за старание стал пиршественный стол - по-азиатски - на дынях и арбузе. И Оленька еще вовсю смеялась, была здоровенькой. Ну, почему мы не смогли до конца похода сохранить эту общую расположенность и радость?
94. Лиля: Душанбе - исключительно советский и благоустроенный город, но смотрела я его столичные площади и ансамбли, как сквозь мутное стекло.
95. Все время тянуло к воде.
96.-97.
98. Из музея мы узнали, что 50 лет назад столицей был объявлен кишлак
99. Душанбе и за 30-е и 40-е годы он стал большим городом Сталинабадом.
100. Сюда образованные таджики возвращались из прочих азиатских столиц сами собирать свою культуру. Здесь сталинский социализм оказался
101.в целом желанным - горожанам и дехканам, добровольным и потому - с человеческим лицом.
102. Хотя верность этого общего итога не зачеркивает тяжести нередких и далеко не единичных брызг и щепок. С одной из таких "брызг" -
103. историей выселения целой долины по Обихингоу нам еще предстоит познакомиться в горах. О других мы просто не знаем. Но "брызги" могли бы превратиться в потоп и ввергнуть нашу страну, в том числе Таджикистан - в гибель, как в Кампучии. И тогда большей части нас просто не было бы, а вопрос о виновных стал бы вообще неразрешим.
104. Пномпень, 17 апреля 1975г.Едва прошло десять лет со дня "якобы" освобождения, а уже трудно понять причины выселения 2,5 миллионного города. Говорят о полной неожиданности этого приказа - для всех кампучийцев, для всего мира.
105. Но это не так. В среде кхмерских партизан уже давно поощрялась расхожая, обычная даже для наших соотечественников мысль: "стрелять их надо". И уж, во всяком случае, "всех этих продажных и сытых горожан надо заставить самих рис растить, маниоку есть, босиком ходить, чтобы знали, почем фунт лиха". И вплоть до самого Сианука, чтобы "рис сажал, как все". Слышать об этом слышали, но никто, видно, не ожидал, что руководители красных кхмеров всерьез отнесутся к словам и пожеланиям своих бойцов.
106. Мне не верится в рассказах о том, как запыленные стройные колонны красных кхмеров входят в город, столицу недавно обретшего независимость народа, и мило улыбаются жителям.
107. Думаю, более правы корреспонденты американской газеты Бартон и Пауль: "После капитуляции охраны лонноловского генштаба, осажденный Пномпень лежал у ног победителей - "красных кхмеров" - людей в черной форме с традиционными крестьянскими клетчатыми шарфами на головах... В семь утра их первые отряды по 10-12 человек начали вступать в город, держась вначале настороженно, а потом осмелели и начали убивать и ломать"... - Да, их вначале приветствовали жители, но не от того, что любили - ведь в городе было около миллиона беженцев от красных кхмеров, на практике испытавших их повадки,
108. а от того, что, наконец-то, кончилась гражданская война - это массовое убийство кампучийцами друг друга, ибо худой мир все же лучше войны. Ведь за пять ее лет погибло около миллиона людей под бомбами и пулями иностранного производства. В то утро интеллигентная, городская Кампучия отдалась на милость крестьянским отрядам. И волк подставляет горло победителю, и тот
109. никогда не тронет. А тут - люди, дети одной земли и воспитанники одного кроткого буддизма. Но нет, не оказали - не только крестьянского, но даже волчьего милосердия, а дословно исполнили указания Ангки:
110."Люди должны сами добывать себе пропитание на рисовых полях. Город - обитель порока. Здесь властвуют деньги и коммерция, а это оказывает на человека тлетворное влияние. Вот почему мы должны ликвидировать города. Для строительства же чистой Кампучии достаточно и полутора миллионов человек..." Поняв, что сопротивления не будет, красные кхмеры в тот же день приступили к реальному "освобождению" - т.е. "очищению" города, - т.е.
111. поголовному выселению, т.е. их уничтожению. Прямо из прохожих формировали колонны. Заставляли снять обувь, ибо отныне они будут жить как крестьяне... Уничтожали их документы - отныне у них оставалось только имя. Никакие мольбы об оставшихся дома супругах и детях не помогали. Отныне им следовало ломать свои грязные и порочные привычки, жениться только по разрешению и указанию Ангки, детей держать при себе лишь до пяти лет"... Мир впервые увидел действие социальной нейтронной бомбы, уничтожающей людей и не трогающих дома.
112. Из воспоминаний Из окна французского посольства наблюдали: "патруль красных кхмеров, пробираясь сквозь вереницу людей, захваченных в домах с узлами и чемоданами, оттеснил отца и мать от детей, которых тут же направили в другую колонну. В отчаянии родители бросились за ними, но были убиты в упор... Вскоре дорога была усеяна трупами, которые начали быстро разлагаться под жарким солнцем, но их никто не убирал... Это был сущий ад: за трое суток люди прошли каких-то две мили... Они медленно и мучительно умирали от жажды, голода, болезней, от пуль озверевших победителей..."
113. Кто виноват? Все говорят, что такое невозможно было предвидеть. Но не забудем, что все годы гражданской войны социалистические государства, даже враждующие, как мы с Китаем, неизменно поддерживали красных кхмеров, хотя жестокие и коварные повадки их руководителей были видны уже тогда. День казни Пномпеня мы
113а. дружно отмечали поздравлениями, как праздник освобождения. И Пол Пот на митинге в уже "очищенном" Пномпене объявил, что без помощи Вьетнама и других социалистических стран, они никогда бы не добились победы. Да и вправду - чьим оружием они побеждали? Чьими пулями убивали? ...И если бы не начавшаяся пограничная война с Вьетнамом, сколько бы мы еще поддерживали этот якобы коммунистический режим?
114. Даже сейчас, много делая для разоблачения преступлений полпотовцев, мы день начала уничтожения ими своего народа считаем национальным праздником Кампучиию. Такова степень самосознания нами своей вины.
115. И как же после этого не ожидать, что когда-нибудь еще худший палач-фанатик, уничтожив еще большую часть мира, не станет снова нас благодарить, но слушать его уже будет некому. А что, если также вот - из Душанбе или из Москвы? И как после этого мы можем спокойно жить и спать? Если перестали различать добро и зло, если не можем отличить "освобождения" от убийства?
116. И не только мы - весь мир... и даже сами жертвы, рассказывающие редким корреспондентам: "После освобождения убит мой муж и братья", "после освобождения замучен мой отец", "после освобождения увели навсегда моих детей... никогда не ели досыта... закрыли школы... умирали без лечения... после освобождения..." Поистине настали последние времена...
117. Галя:Начало путешествия Самолет из Душанбе подпрыгнул последний раз над перевалом, в резком развороте спустился к узкому аэродромному полю вдоль реки.
118. И вот мы делаем первые шаги в долине Обихингоу, перебираясь по узкому мостику, на другую сторону серой реки - к шоссе на Хорог.
119. Прийдя немного в себя, оглядываемся и видим такие неожиданно прекрасные горы, красноскальные с темной зеленью под голубым небом.
120. А главное - легко и сладко дышится после душного Душанбе. Как хорошо, что мы попали, наконец-тo, в горы...
121. Вкусно поев в столовой поселка Тавиль-дара, мы выходим на знаменитое
122. шоссе, единственную связь огромной высокогорной Бадахшанской области с миром, да и та зимой прерывается на трехтысячных перевалах, а для нас вообще закрыта погранрежимом. И потому через 9 км, когда шоссе свернет на левый берег реки и начнет подъем на первый памирский перевал, мы двинемся вверх по реке.
123. Нам повезло. От Тавиль-дары идти не пришлось, нас почти сразу подхватила открытая машина, ехавшая до Минаду - центра совхоза, занявшего ныне всю долину.
124. Перед въездом в Минаду (он на той стороне реки) мы слезли и, довольные, стали устраиваться на ночь. Здесь так редки машины, а мы почти сразу за вечер преодолели 30 км из 120 до высокогорья.
125. Сбегали поздороваться с Обихингоу и - спать, спать, спать...
126. Лиля: Прекрасны памирские горы, и я помню свою и общую радость при первой встрече с ними, но сейчас иная у меня тема...
127. В Тавиль-дару мы летели вместе с молодыми таджичками с малышами на руках, этих горожанок тянет в долину, откуда род их был изгнан, а сейчас кто-то из стариков вернулся. Оказывается, сразу после войны
128. эта райская долина была выселена вся под предлогом недостаточной экономической эффективности хозяйства горцев и высокой эффективности
129. новых хлопковых плантаций в жаркой долине Вахша, требующей рабочих рук - ведь оросительные системы уже налаживались.
130. Самое смешное - что так оно, видно, и было. Никаких политических обвинений, как с раскулаченными или с крымскими татарами, не было. Исключительно забота о благе страны и ее нужде в длинноволокнистом хлопке. Потому, хотя "переместили" людей насильно, но на местах поселения прав не лишали, даже помогали строиться. И они работали добросовестно,
131. но не могли забыть о родине, ее красоте и прохладе, и укорениться на насильно навязанной почве. Пусть там и появились новые семьи и достаток, и даже - почет - все равно, при первом же разрешении, особенно выйдя
132. на пенсию, люди возвращались в разоренные кишлаки, скрепляя прерванную жизненную цепочку. Сейчас на той стороне реки целый поселок с электричеством, школой. Центр совхоза, правда, убыточного, но, говорят, дальновидное районное начальство в далеком Комсомолобаде, радея о
133. возрождении древнейшего очага цивилизации горных таджиков, готово идти на долговременные расходы.
134. Витя:Кампучия 1975-1978гг. ГолгофаПри переселении пномпеньцев гнали не как скот - хуже, ибо разве умели красные мальчишки ухаживать за скотиной и по-крестьянски жалеть ее? 100-200 км почти без еды и питья - долгими неделями.
135. Бун Сакх вспоминает: "Как только оказываешься в колонне людей, которых куда-то гонят, нельзя уже ни отступить, ни остановиться. Солдаты находятся по обе стороны, словно овчарки, которые гонят стадо, гонят ударами прикладов... Во время этого пути никто не может никому помогать, напротив, нужно проявлять безразличие к судьбе других, ибо тебя могут убить на месте.
136. Но вот остановка на ночь многокилометровой колонны. Два тринадцатилетних мальчика, не выдержав жажды, лезут на дерево за плодами манго.
137. Их убивают, не говоря ни слова, а убивший их красный кхмер того же возраста говорит онемевшим от ужаса людям: "Все принадлежит народу и будет распределяться справедливо. Никто не имеет права ничего брать без разрешения Ангки. Избавляйтесь от своих грязных привычек".
138. Добравшимся до места, где будет создана коммуна, объявляют: "Ваша культура - деградирующая культура, существующая для того, чтобы содействовать эксплуатации человека человеком. Благодарите Ангку, что оставила вам жизнь и разрешила участвовать в нашем деле национального восстановления. Нужно производить, производить и производить. Кто не будет производить - не будут есть. В нашем новом обществе нет места для лентяев.
139. ... Две недели для постройки каждой семьей домика из бамбука и соломы в народном лесу, но - он не будет вашим. Также и выращенный вами урожай: распределять его будет Ангка каждому по справедливости и его труду. Ритм работы будет определять солнце: начинать с восходом и прекращать с закатом. В полдень можно раз поесть и отдохнуть. Этого хватит. А вечером вы будете слушать справедливые и дальновидные советы Ангки, которые позволят вам перестроиться. Кто не будет их выполнять, будет наказан. Ни ваши действия, ни намерения не ускользнут от Ангки, которая все видит и все знает. Думайте лишь о том, чтобы производить. В остальном за вас думает Ангка."
140. Бун Сакх говорит: "Нет, красные кхмеры не сошли с ума. У говорящего серьезное лицо, он отличается глубокой убежденностью. Они хотят любой ценой перечеркнуть прошлое, начать с нуля с новыми людьми и новым мировоззрением. Хотят пойти еще дальше, чем китайцы, раньше их построить идеальный коммунизм... идут большими шагами к Утопии. Но это мы считаем утопией, а не они"
41. Бун Сакх прав: в стране не только решительно, радикально, в считанные дни создавали коммунизм (первое в мире реальное строительство утопического коммунизма) - строго по канонам - без семьи, денег, собственности, торговли, противоположности между городом и деревней, физическим и умственным трудом, т.е. вводили революционным насилием недостижимую вроде бы Утопию. И, действительно, ввели,
142. но как уже много раз мудрецы человечества предупреждали, этот осуществленный насильственный коммунизм оказался небывалым лагерем смерти, самой смертью.
143. И вместе с тем - возвратом к идеалам Ангкорской империи, а именно: рисосеяние и война; крестьяне-воины и рабы для строительства каналов. Все перемещенное городское население составило третью категорию населения, живущие ожиданием уничтожения: работа по 14 часов в неделю за 90-120 г риса в день и порцию рыбы в неделю и комплект черной одежды раз в год, а выращенный и сэкономленный на рабах рис уходил в оплату поставок китайского вооружения.
144. Журналист Скворцов пишет: "Они рыли канал, выстроившись шеренгами одна за другой, каждая вынимала свой слой почвы... Унылая колонна, взмахивая мотыгами, шаг за шагом, километр за километром двигалась день за днем меж реперов, поставленных китайским специалистами.
145.На кромках канала сторожили солдаты. Ослабевших саботажников уничтожали неподалеку. Рабы делали свое дело, каналы уходили к горизонту, плотины подпирали водохранилища, на новых полях зрели зерна риса...
145а. А получалось иное: грандиозные каналы оказывались ошибочными, вода уходила совсем, и прежние небольшие поля превращались в пустыню, так что в 79-м году оставшиеся в живых объясняли журналистам:
146. красные кхмеры в нашей провинции убили климат. (Итог: пустыня!)
И все было логично и даже экономично в этом ужаce. Известно, что при Лон Ноле страна с помощью западной технологии увеличила урожайность рисовых полей до 8 т с га вместо традиционных 1,5 т с га. Но при полном отказе от западной технологии и селекционной.науки и возвращении к урожайности в 1,5 тонны на га, страна не сможет прокормить выросшее население и покупать оружие. Значит, надо сократить население -что и делалось. И чем больше падало производство риса - тем больше
147. надо было убивать... Ясно, куда это вело. Но почему Ангка не остановила страну перед смертной ямой?
148. Пол Пот не желал останавливаться. Воспитанный французскими революционными интеллектуалами в презрении к мещанству и самой жизни, верящий, как сталинисты, в творческую роль массового насилия, как китайцы - в чудеса скачков и культурных революций, воинствующий романтик Пол Пот старался не для Кампучии - а для мира в целом! Вот китайцы перестали делать "скачки и революции", как только увидели у себя развал и голод. Пол Пот-же, даже ценой гибели большинства кампучийцев, не желал отказа от своей реализованной утопии, значение которой высоко
149. ставил. Вот выдержки из слов его соратника: "Наша установка на выселение - это беспрецедентное достижение мирового масштаба. Завершив его, мы смогли уничтожить всю оппозицию и стать стопроцентными хозяевами страны... Разбросанные горожане все превратятся в крестьян.
150. Политика "деревня окружает город" переходит в политику "деревня поглощает город". Исторический день 17 апреля 1975 года означает, что социалистическая революция в Кампучии завершена на года. В Кампучии больше не существует ни эксплуататоров, ни частной собственности. Наша система будет освещать мир, особенно страны Азии..."