От составителя
Задумка особой работы, посвященной защите "экономических прав" человека в нашей стране возникла у трех авторов "Жить не по лжи!?" вып.1,1977 – год назад, при итоговом его обсуждении. Кроме меня на обсуждении были два ученых-экономиста, и им оказалась очень близка мысль о необходимости серьезного анализа перспектив и пороков "левого бизнеса" в нашей стране. Существует Движение в защиту прав человека, которое отстаивает свободу совести, мысли, распространения информации и идей. Но практически никого из его участников не интересует защита свободы труда и хозяйственной деятельности, защита экономических прав или свобод людей (определение "право" является более точным, но поскольку сегодня в литературе под "социально-экономическими правами" принято подразумевать скорее нечто противоположное "свободам", а именно, государственные льготы – право на работу, на пенсию, на бесплатное здравоохранение и образование, на бесплатное жилье и т.д., то в нашем случае все же лучше употреблять термин - "экономические свободы", т.е. право на свободный труд и хозяйственную деятельность и на плоды этой деятельности).
По известному определению - "свобода неделима", экономическая свобода человека неразрывно связана с духовной. При этом первая особенно важна для людей физического, и даже шире, неинтеллигентного труда, так что отсутствие интереса к вопросам экономических свобод свидетельствует о существенном разрыве между диссидентами и остальными.
В общем, мы признали, что этот вопрос надо поднимать для обсуждения, что, возможно, это самый главный вывод, который нам стал ясным из обсуждения "Жить не по лжи!?" и что за год-два мы напишем работу, условно названную "В защиту экономических прав".
К сожалению, наше благое намерение так и осталось им – из-за нехватки времени (а может, и желания). Но нужда в такой работе не уменьшилась за год, а возросла, как и объективно, в смысле общественного интереса, так и субъективно, для меня (обсуждение сборника "Не по лжи!?" продолжалось и в 1978гг., и мне, как составителю, приходилось снова и снова спорить о "спекулянтах и леваках"). Хорошей иллюстрацией таких споров может служить помещенная в Разделе I данного сборника переписка Д. и В.
Помню, на новогоднем сборище вспыхнул особенно острый, пристрастный спор, в котором я с горечью почувствовал себя почти в одиночестве. В бурном споре какие могут быть аргументы? – А все же душа жаждала доведения спора до конца, ясности.
В таком состоянии, в начале января 78 г. и была написана статья "Я обвиняю интеллигентов – служащих и потребителей в противостоянии экономическим свободам и прогрессу Родины" и роздана широкому кругу лиц. Полученные ответы как бы вынесли наш новогодний спор наружу, проявили его для общественного осмысления, позволили составить данный сборник в его существенной части, поставили огромный и тревожный вопрос: "Что с нами будет?"
Российская интеллигенция издавна была равнодушна, если не враждебна к экономическим вопросам вообще и к защите экономических свобод населения в частности. Презрение к "буржуям" и "кулакам" – «пошлым выскочкам из грязи и нуворишам», вполне гармонировало с ее "классическим" воспитанием, с одной стороны, и с ненавистью "низов" к тем же самым "выскочкам", с другой. Нельзя, конечно упрекать дореволюционную интеллигенцию в том, что она лично не занималась, допустим, предпринимательством, ибо она делала свое дело, но ее приходится упрекать за недалекое высокомерие и губительное презрение к поднимающимся из низов свободным людям, за пренебрежение к их интересам. Расплачиваться за это пришлось в годы долгожданной революции, когда вместе с буржуями и экономическими свободами и правами была смята и духовная свобода интеллигенции, вдруг оказавшаяся тоже - "буржуазной" (по терминологии новых хозяев). Так стоит ли сегодня повторять старую ошибку, закрывая глаза на "прозу жизни", отпихивая от своего внимания насущные, экономические интересы и свободы людей? – К сожалению, преобладающая реакция в нашей среде на такие вопросы сегодня – отрицательная, что не внушает мне большого исторического оптимизма.
Впрочем, слава Богу, не от нас только зависит судьба страны. Я верю: найдутся в народе силы, способные устроить свою и общую жизнь свободно и самостоятельно, даже вопреки постаревшему начальству и его высокомерным служащим.
Данный сборник состоит из 4-х разделов.
Первый - "Постановка проблемы" начинается достаточно теоретической (передовой) статьей А.Грина "План, дефицит и спекуляция". Как мне рассказывали, автор – бывший преподаватель экономической дисциплины, ставший профессиональным шабашником, т.е. человек сознательно и реально выбравший "экономическую свободу", соединивший свои убеждения с практикой своей жизни. В данной статье экономически свободный человек ставит проблему во весь свой исполинский рост. Не совсем легкая для чтения, она, тем не менее, способна ввести в самую суть проблемы вдумчивого человека, не отнимая, конечно, его права не согласиться с позицией автора. К сожалению, эта статья пришла ко мне довольно поздно и потому не обсуждалась в полемике, но ведь данному сборнику совсем не обязательно быть единственным.
Уже упомянутая переписка Д. и В. посвящена той же теме, но, так сказать, на нашем обычном, почти обыденном уровне. Формулы и числовые проблемы, конечно, нужны, но после того, как полученные выводы выражены разговорным языком и будут осмысленны в разговорах-письмах. Только тогда можно будет говорить о начале общественного понимания темы защиты экономических свобод.
Как раз попыткой соединить научные аргументы с нашими обычными спорами и является моя статья "Я обвиняю…", которой заканчивается раздел.
Второй раздел "Полемика" состоит из отзывов на мои "обвинения" и ответных комментарий к ним. Расположены они в направлении нарастания остроты критики. Иной порядок, я думаю, сделал бы просто невозможным спокойное и рациональное чтение. В то же время и избегать накала чувств и силы обвинений в свой адрес я не могу, не имею права. Пусть раздоры и резкости будут у нас на бумаге, а не в жизни.
Третий раздел по содержанию больше всего отвечает заглавию "В защиту экономических свобод" и содержит как рецензии на книги и статьи по теме, так и письма В.Сокирко в редакции газет. К сожалению, эти письма – почти все, чем я сейчас располагаю по части "реалий в защите экономических свобод". Твердо уверен, что на деле этих защитных реалий неизмеримо больше, но мне они неизвестны. Поэтому я обращаюсь к читателям за помощью и участием: "Вопрос об экономических свободах поставлен самой жизнью, так давайте без страха и лени отвечать на него – и в теории и в практике".
Среди рецензируемых работ выделяется книга Адама Кузнецова "Бедность народов", которая в некотором смысле осуществляет первоначальный замысел: разобраться в существе наших хозяйственных проблем вообще и левого бизнеса, в частности. Поэтому соответствующие главы этой работы приводятся здесь практически полностью.
Четвертый раздел является почином на будущее и касается острой темы – экономической базы Самиздата, т.е. самого стыка проблем защиты экономических и духовных прав. Этот вопрос, конечно, слишком практический, чтобы представлять большое поле для многословных дискуссий. И тем не менее необходимо, чтобы над этой темой задумались и приняли для себя решение большинство читателей Самиздата, а сделать это можно, только участвуя и не давая потухнуть обсуждению вопроса.