Полемические заметки В.В.Сокирко кажутся мне не просто заслуживающими внимания – в ряду других заметок, писем и откликов, которые вызывает перестройка. В них ощущается определенная позиция, за ними стоят годы продумываний, позволю себе сказать – выстраданных в самом буквальном смысле. "Самиздатский автор 70-х годов" был одним из пионеров борьбы за экономическое раскрепощение и в качестве такового отведал и Бутырки. Это, разумеется, не означает, что с ним надо соглашаться на этом единственном основании. Но вслушаться в его голос – нравственно и практически полезно.
Тогда, в 70-е годы, В.В.Сокирко избрал себе псевдоним "К.Буржуадемов" (Коммунист – Буржуазный демо крат). Сочетание странное, не правда ли? Кому-то может показаться и отдающим безуминкой. Людей, которые в нынешних спорах на темы собственно экономического свойства всерьез исходят из коммунистических убеждений, вероятно, совсем немного, мне такие в печати не встречались. Это само по себе должно было бы навести на размышления. Споря, В.В.Сокирко подвигает нас именно к этим размышлениям. Мало ли этого?
Являясь сам сторонником многоукладности как экономической доминанты, несущей в себе и крайне существенное социальное и политическое (в том числе прямо относящееся к межнациональным отношениям) содержание, я, естественно, с симпатией отношусь к соображениям автора, идущим в этом русле. Также близка мне и позиция автора в оспаривании "антиаскетизма", который с таким энтузиазмом проповедует Г.Лисичкин. Не удивительно ли, что за новое слово принимают у нас вчерашний или даже позавчерашний день теоретиков "общества потребления" на Западе, который от этого сам уходит, и не только в облике хиппи?
В сущности, речь идет о цели. О попытке сформулировать цель, смысл жизни и не где-то сбоку конкретной злобы дня, вводимых или намеченных к введению экономических реалий, а – внутри них. По-моему, это крайне интересно и поучительно. 10.04.1988. М.Гефтер