В. Сокирко

Самиздатские материалы. 1981-1988гг.

По поводу публикации "Эта встреча перетряхнула всю мою жизнь", 9.1.86

("Комсомольская правда", 8.1.1986)

Уважаемая редакция! Благодарю за публикацию Инны Руденко – 8.1.1986г. – за постановку тревожной проблемы. Но вместе с тем не могу не протестовать против романтизации подпольных "патриотов", "юных максималистов" и "афганских героев", привыкших за два года своей службы смотреть на мир через мушку автомата, везде видеть врагов и мечтающих о применении автоматов внутри страны.

Проблема вживания военной молодежи в мирную жизнь – не нова и очень болезненна. Сославшись только на нашу новейшую историю можно вспомнить, как и после гражданской, и после отечественной войны некоторое число действительно храбрых фронтовиков приходилось даже расстреливать именно потому, что они, как тигры, хватившие крови, неспособны перестроить себя по нормам и праву мирной жизни. Хорошо, что газета подняла эту тему, но плохо, что она не сказала со всей ясностью и строгостью: никто не позволит афганским максималистам и романтикам развязать в Союзе самосуды и гражданскую войну. Не говорить этого – значит, поощрять явление громадной общественной опасности.

Еще тревожнее, что в статье тема молодых людей, прошедших в Афганистане науку убивать, пристегивается к теме радикальных перемен в стране. Из истории мы знаем немало попыток (и, к сожалению, не всегда безуспешных) опереться на бунтующую и стреляющую молодежь в узкополитических целях. Вспомните хотя бы развязанную Мао Цзе-дуном "Великую пролетарскую культурную революцию" в Китае 60-х годов, совершенную именно молодежными отрядами хунвэйбинов, т.е. романтиков-"красногвардейцев", и вспомните их "огонь по штабам", идущим по капит.пути". В результате гигантский ущерб стране и самой обманутой молодежи. Наконец, вспомните еще более ужасное, полпотовское "коммунистическое" преобразование в Кампучии, совершенное также преимущественно молодежью, чуть ли не детьми, когда после окончания войны в джунглях они направили свои автоматы против "разложившейся буржуазной массы людей", практически против большинства народа, включая и революционную интеллигенцию…

Неужели о подобном можно мечтать и у нас? Не преступны ли такие мечтания об опоре на голую силу вопреки законам? Не правильнее ли направлять гнев этих молодых людей не против отдельных хозяйственников, а против самих себя, неспособных правильно устроить свою жизнь и изменить хозяйственные отношения, которые делают пока таких неправедных хозяйственников – неизбежным злом (до внедрения истинного хозрасчета по всей стране они – неизбежность)…

Да, страна (живая страна) жаждет перемен. Но каких перемен? Многие из нас сами этого не знают или предлагают уже отвергнутые историей рецепты. Они мечтают о крепкой сталинской руке – и больше ничего не надо, мол; другие мечтают "устроить Афганистан" из своих знакомых… И кстати, о каких врагах Вы постоянно поминаете? И почему это патриоту надо обязательно иметь врагов? – Может, Вы и вправду имеете ввиду тех бедняков-афганцев, которые пока массами идут за душманами в силу первоначальных роковых революционных ошибок и крепких традиций? Так само кабульское руководство отнюдь не считает их только врагами, борется за них, как за часть своего народа, обещает амнистию, ведет диалог. Может, это американцы – враги? Так с ними ведутся переговоры вплоть до самого высшего уровня – чтобы подружиться и спасти мир от гибели…

А может, враги – это мы, обычные советские люди, конечно, не святые, лично во многом грешные, ибо система хозяйствования вынуждает почти каждого ко множеству нарушений? Может, это нас надо расстреливать?.. Без суда и следствия?

Нет, Вы обязаны четко сказать юным максималистам, озабоченным идеалами коммунизма: "Боритесь, но не за казарменный коммунизм, а за свободный коммунизм на основе права и сохранения жизни людей. И не ищите врагов, чтобы самим не преступить законы человечности. Не имеете вы права иметь врагов".

Прошу Инну Руденко мне ответить.