для служ. польз. М: Ин-т научной информации по общест. наукам, 1977г.
"Что такое социализм?
Крайский (Австрия)
Социализм - это неограниченная политическая экономическая и социальная демократия... ...это полностью осуществленная демократия?!
Брандт (ФРГ)
Программа партии: рыночная экономика - насколько возможно, ориентировочное планирование - насколько необходимо.
Эмке (ФРГ)
Государство и социализм - центральная тема в истории немецкого рабочего движения... Функции государства незаменимы... Демократическая самоорганизация - лишь дополнительный компонент, а не заменитель демократического государства... Надо расширять способность государства к долгосрочному планированию - поиску, анализу проблем и составлению программ...
Жюльер (Франция)
Проект самоуправляющего социализма предлагает внедрить сеть телекоммуникаций в масштабе всего общества, что позволит людям общаться без посредников... Обращения не будут носить функции приказа, а лишь будут передачей информации о желаниях и выводах друг друга... Но одна "электроника" не приводит сама к социалистическим изменениям...
...(Англия)
Основополагающие социалистические цели - это освобождение граждан из-под контроля частного капитала, которое можно достичь и без помощи тоталитарного государства. Социализм есть свобода личности, равенство и социальная справедливость... Мы отрицаем фанатизм и экстремизм.
Критика либерализма и догматического коммунизма
Брандт (ФРГ)
В отличие от коммунистов различного толка, демократические социалисты при рациональном, т.е. теоретическом обосновании целей и действий должны сознательно отказываться от опоры на какую-то одну имеющую монопольный характер политическую теорию или философию, ибо в моем понимании демократический социализм не является выразителем какой-то замкнутой в себе идеологии или даже мировоззрения.
Пальме (Швеция)
Поскольку экономический рост должен быть ограничен, то обостряется и проблема распределения... Справиться с нею может только социалистическое движение, поскольку капитализм и коммунизм запрограммированы только на рост экономики...Истоки американского консервативного либерализма и советского марксизма находятся в Европе... Против демократических социалистов Европы выступают и капитализм, и большевизм... Можно надеяться, что теперь, когда обе системы ослаблены, прогрессивные силы Европы смогут найти дорогу к своим истокам, к своим демократическим социалистическим идеалам.
Наши общие устремления: демократический социализм; мощные профсоюзы и гражданская активность; обеспечение занятости; реформы сферы труда; обеспечение участия большинства людей в принятии решений; рост общественных услуг; рост качества жизни и благосостояния; равноправие женщин; контроль над многонациональными концернами; борьба за равноправие иммигрантов; международная солидарность...
В. Брандт (ФРГ)
Правые не желают понять, что свобода без равноправия легко превращается в защиту различных привилегий... Социал-демократическая точка зрения на конкретную свободу выходит за рамки равенства граждан перед государством...Тот, кто борется против реформ, кокетничает с консервативными тенденциями, не понимает одного: кто хочет сохранить то, что стоит сохранять, должен изменять то, что требует обновления.
Вунд (ФРГ)
Либеральная утопия, представленная в ее классическом виде А.Смитом, заканчивается в капитализме. Рухнули все надежды на социальную гармонию, которая основывалась бы на экономике как автономном и автоматически развивающемся рыночном хозяйстве... Кризисы... Эксплуатация рабочих...Кардинальные недостатки либерализма: непонимание человека; недостаточная просматриваемость рынка; недостаточность механизма цен для обеспечения общественных потребностей; игнорирование высоких ценностей - качества жизни.., а в итоге наступает самоотчуждение человека, несправедливость распределения и необеспеченность существования... Кроме того, капитализм сам изменяется: с ростом концентрации производства погибает свободная конкуренция.
Флорх (ФРГ)
Заслуги либерализма: завоевание "формальных прав" для всех граждан - существенный шаг к обществу, построенному на свободе и равенстве; защита прав человека - постоянная задача... Либерализм знает ограничения свободы только от государства, а социализм знает еще такие ограничения свободы - от частных лиц (поэтому государство должно быть деятельным в защите свободы)...
Эрнст (Австрия)
Только сфера индивидуальных свобод отдельной личности является тем критерием, который дает возможность судить об эффективности демократических свобод - это типично либеральное представление... У социалистов же основное требование - социальной демократии... Свобода личных интересов воспринимается так, будто бы она создает в конечном итоге функционирующее государстве (Кант) и функционирующую экономику (Смит), обернулась горьким испытанием для тех, кто не мог воспользоваться правом личного обладания и экономического распоряжения собственностью... Социалистическое понимание демократии... обеспечивает личную свободу в коллективном хозяйстве социалистического общественного строя... Для социализма имеет определенное значение не нивелирование человека перед обществом, но различия людей, который либерализм постоянно держит в поле зрения, а тоталитаризм - прикрывает...
Вундт (ФРГ)
Недемократический социализм немыслим. Осуществление цели социализма возможно только демократическим путем при широком одобрении народа и соблюдении всех правовых норм... Необходим отказ от любой диктатуры... Демократический социализм не допускает никакого сотрудничества с антидемократическими силами, независимо от их окраски. Политические дискуссии между противоположными точками зрения, видимо, возможны. Однако до тех пор, пока официальная коммунистическая политика упорствует в своих недемократических позициях, между ней и демократическими социалистами не может быть никакого сближения.
Вильмар (ФРГ)
В противоположность марксистским прогнозам, в современном "организованном капитализме" нет никакого революционного обострения общественных противоречий - не в последнюю очередь, в результате успешной политики реформ, длившейся целое столетие. Пропаганда революционных ожиданий и "мобилизации масс" наносит двойной вред социалистической политике: - в широких кругах возникает страх, это толкает многих в лагерь консерваторов, и, в то же время, возникают ложные надежды, которые рано или поздно переходят в политическую апатию... Ни одна из всех так называемых "социалистических" революций не привела к реальной социалистической демократии. В результате таких революций появились переходные общества с новыми негуманными структурами...
Революция и реформы
Нойман (ФРГ)
Между реформатором и революционером нет принципиальных разногласий... Оба они готовы и на мирный, и на немирный (в некоторых случаях) путь... Но споры идут, и обвинения... Революционер обвиняет реформатора в том, что он в действительности не хочет преобразования общества и желает сохранить статус-кво. А реформатор заявляет, что революционер готов поставить под угрозу то, что достигнуто, и вообще на деле вовсе не стремится к фиксированию своих целей... Как считает К.Поппер, существует две разновидности соц.изменений: Один - шаг за шагом, сверяя результаты с достигнутым, настороженно остерегаясь проводить сложные и широкие реформы, и этим лишает себя возможности разобраться в причинах и следствиях... Другой - использует тотальное планирование, стремясь изменить общественный строй целиком...
Мор и др.(ФРГ)
Долго продолжавшееся преобладание марксизма в социал-демократии привело к состоянию постоянного напряжения между "революционной" теорией и "ревизионистской" практикой. Ревизионисты проводили и проводят свою политику постепенных реформ, испытывая при этом зачастую ощущения нечистой совести по отношению к марксистским теориям, и оказываются не в состоянии возразить на упреки в нарушении принципов движения... И ceгодня многие, поступая правильно, как бы совестятся этого, опасаясь, что отсутствие их симпатий к неомарксистскому жаргону социологов будет расценено как отрицание теории... В свое время аргументация Бернштейна мало кем оспаривалась в с.-д.партии. Бебель упрекал ревизионистов за то, что они отнимают к рабочего класса веру и воодушевление, но этот упрек не носил содержательного характера...Понадобилось, однако, 60 лет, чтобы требования Бернштейна "проверить теорию" было реализовано в Годесбергской программе... Но и сегодня, критическое осмысление основ теории не возросло в надлежащей степени, поскольку непрерывно продолжает жить вера в спасительное действие исторического материализма, и как раз среди тех групп, "у которых особенно легко слетают с губ упреки в "дефиците теории" у своих противников.
...Основанные на кантовом духе критики и здравомыслия призывы обосновывать социализм этически не имеют никакой возможности утвердить себя по отношению к воодушевляющей силе исторических пророчеств о неизбежном приходе социализма... Опьяняющее чувство быть в союзе с историей, сидеть в колеснице времени, оказалось более сильным, лишь эмпирические доказательства Бернштейна, что времена "великого кризиса системы" не приближаются, а, наоборот, удаляются, повлияли на пересмотр учения о кризисе и развязали "ревизионистский спор.
Плюрализм идеологий, веротерпимость и отношения с наукой
Брандт (ФРГ)
Я полагаю, что мы должны отказаться от мечты об обществе будущего, которое будет совершенно другим, и в котором, прежде всего, люди будут совершенно другие, чем те, которые были до сих пор, и чем те, которые живут сегодня. Мы должны научиться жить с сомнением в душе, ибо сомнение продуктивно... Мы должны отказаться от попыток найти одну истину и примириться с существованием многих истин... Социал-демократия утратила слепую веру в технический прогресс, но она верит в лучшее будущее... Я не разделяю оптимизма по поводу расцвета общественных наук, они пока еще не могут помочь нам последовательно определять наш политический курс...
Вундт (ФРГ)
Наука не может быть фундаментом нашей веры... У нее этические основы. Демократический социализм не является научным социализмом... Необходим постоянный ревизионизм. Наука - лишь инструмент, и привлекается для консультаций... Демократический социализм открыт для разных концепций, которые помогают ему критически проверять свои цели и средства...
Нойман (ФРГ)
Нет возможности, впрочем, быть может, и не нужно - давать исчерпывающие обобщающие определения основных ценностей дем.социализма... Научно идеал полного объяснения недостижим... приходится ограничиваться "набросками" ...В конечном счете, ограничиваться абстрактными дискуссиями о принципах - значит, уклоняться от практики политического их применения и подтверждения...
Не существует однозначного знания, установленного научным и опытным путем, а имеются лишь конкурирующие теории. Существует много примеров догматизма в социалистической и либеральной идеологиях... Коли заострить проблему, то ранний социализм был склонен в основу своей программы класть слишком далеко простирающиеся причинные ряды, а мы рискуем ошибиться, т.к. в своей политической деятельности ориентируемся на заданные заранее слишком короткие причинные ряды...
Мор и др. (ФРГ)
Наука должна не поучать, что человек должен делать, а лишь то, что он может делать, в зависимости от обстоятельств, чего он хочет...
Идейные основания демократического социализма. Отношения с марксизмом. Кант и Поппер.
Расмуссен (Норвегия)
Вопрос о том, что является содержанием социализма, всегда был в центре идейной борьбы. Теоретики-социалисты и марксисты редко были единого мнения. Среди политиков-практиков также всегда были велики расхождения. На левом фланге рабочего движения господствует больше сектантство и расхождения, чем единство по основным идеологическим вопросам. Нечеткость формулировок, их общий характер (вербализм пустословия и многословия) тем больше является обычным явлением, чем меньше в них мысли и анализа того, к чему могут привести эти политические идеи на практике.
Гигантская (и более того, невозможная) задача - попробовать дать беглый обзор всех различных и противоречивых мнений, которые на протяжении всех времен назывались социализмом. Для практической политики вряд ли желательно сегодня вообще браться за такую задачу... Нужно исходить из нашего собственного идейного фундамента и уделять особое внимание собственному опыту нашего поколения.
Нойман (ФРГ)
Понимание богатства с.-д. идей и мыслей нередко затрудняется тем, что применяется терминология, принятая и в коммунистической литературе. Это частично обусловлено тем, что классики, Маркс и Энгельс, создали основу для аргументации в пользу самых различных по содержанию позиций. Интеллектуальная добросовестность требует, чтобы внимательно учитывались различия в понятиях и представлениях, сходных терминологически, однако противники с этим часто не считаются, они извлекают выгоду как раз из того, что возможно многозначное толкование терминов... Пора перестать ссылаться на заблуждения и ошибки Маркса, стремясь преуменьшить ценность высказанных им истин и их общественно-политическую плодотворность. Для свободного демократического социализма, по-прежнему, сохраняет свою силу содержание и нравственный смысл решительного выступления Маркса в защиту эксплуатируемого рабочего класса; К.Маркс, как непревзойденный исследователь своего времени и Маркс, как ученый-эмпирик, выводы которого, естественно, нельзя полностью применить к современности, т.к. возможности познания остаются в определенных эмпирических, исторических и методологических границах. Тем не менее, не следует забывать, что Маркс был великим вдохновителем всемирных общественно-политических и социальных перемен. То огромное большинство, которое в нашей стране пользуется защитой и покровительством широкой системы социальных гарантий, не сознает, каков вклад Маркса в достигнутый теперь жизненный уровень...
Вундт (ФРГ)
Духовные корни демократического социализма лежат в христианской этике, гуманизме и классической философии.
Христианская этика привносит концепции свободы веры, концепцию Христа, давшего человеку личное достоинство и ответственность... Антропоцентрическое направление гуманизма, в т.ч. своеобразного гуманизма Маркса... Гуманистическое начало Маркса стало решающим фактором в полемике с социальными идеями, исходящими из христианства. Оно проявляется также в усилиях "гуманного социализма" в коммунистическом лагере... Однако демократический социализм не может отказаться от полемики с мышлением Маркса... Его отношение к Марксу определяется решительным отклонением марксистской догматики. Это относится и к марксистской метафизике истории, которая может привести к фатализму и политической инфантильности масс, а также к экономизму, следствием которого является вера в то, что с обобществлением средств производства будут раз и навсегда устранены причины угнетения и эксплуатации.
Вместе с тем, отход от догматического марксизма не имеет ничего общего с лозунгом "сбросить балласт за борт". Напротив, он создает предпосылки непредвзятого и, следовательно, плодотворного отношения к Марксу. Существенные элементы его (Маркса) творения входят ныне в состав прочного общественно-научного знания... Кто пытается объяснять общество без Маркса - тот невежда, кто пытается объяснять общество только на основе Маркса, тот также является таковым.
Основные ценности демократического социализма: Свобода есть отсутствие принуждения человека, т.е. максимально благоприятные условия, чтобы человек брал ответственность и мог принимать решения... Равенство - есть равенство достоинства людей и их шансов на свободное формирование своей личной жизни. Степень связанности свободы и равенства определяется масштабом справедливости...Эти принципы необходимо дополнить солидарностью, т.е. взаимными обязательствами людей по отношению друг к другу...
Критический рационализм и социал-демократия
Mор много цитирует Поппера: "Марксизм формировался под излишним влиянием философии истории Гегеля, которой марксизм придал характер философского предсказания. По этой причине конструктивные задачи изменения общества марксизм практически предал забвению".
Но Поппер признает заслуги Маркса: "Маркс предпринял честную попытку применить рациональные методы к жгучим проблемам социальной жизни... Он открыл нам глаза и обострил наш взгляд на многие новые вопросы. Отныне возвращение к домарксистской социальной науке просто немыслимо".
Почти 200 лет прошло, пока трезвый дух Канта не нашел своего отражения в программе СДПГ 1959г. В учении Маркса есть элементы, сближающие его с Кантом, и отделяющие его от Гегеля (например, в определении научного метода).
Поппер: "От учения Маркса осталась лишь оракулствующая философия Гегеля, которая, будучи переодета в марксистские одежды, все еще грозит парализовать борьбу за открытое общество".
Философским основанием демократического социализма является критический рационализм Поппера. Критический рационализм в политике означает готовность выслушивать критические аргументы и учиться из опыта, исходя из принципа: "Я могу заблуждаться, прав можешь быть ты, и вместе мы, возможно, нападем на след истины"... Теория должна допускать опровержение себя (быть фальсифицированной)... Развитие через активный поиск ошибок...
Маркс был отличным экономистом и социологом, но одновременно философом истории, уведенным в сторону диалектикой Гегеля. Энгельс был страстным социалистом с блестящими литературными способностями, человеком, разделявшим заблуждения Маркса. Утопическая философия истории, являясь источником иррационализма и нетерпимости, создала философские основы тоталитарных идеологий и систем общества. В особенности иррациональна и способствует тоталитарному образу мышления диалектика Гегеля, с помощью которой можно оправдать все и вся и любому развитию дать тенденциозное оправдание.
Учение об исторической необходимости является и остается чистейшим суеверием, как бы ни старались "научно" вести себя, рационально предсказать ход истории нельзя (Поппер "Нищета историцизма")... Оперируя не конкретными, а лишь абстрактными альтернативами, утописты отваживаются на социальный эксперимент, последствия которого нельзя ни обозреть, ни контролировать.
"Естественно, что человек нуждается в целях и идеалах, он должен иметь представление о "лучшем" обществе. Но его усилия должны быть направлены на улучшение существующего, т.е. на борьбу за устранение причин конкретного зла... и конкретных недостатков общества и о борьбе против них можно легче договориться, чем об абстрактно видимом будущем... Утопические конечные цели и насилие неразрывно связаны друг с другом. Этой целью оправдывают все средства для преодоления трудностей на пути к ее достижению. Т.к. утопический проект может быть реализован при условии, что общественные цели на долгом пути реализации проекта не изменяются, подавление отклонений и изменений, могущих нанести ущерб утопической цели, является необходимым результатом конечной реализации утопии. Невыносимые страдания и жертвы, которые возлагаются на общество, кажутся незначительными, когда их сопоставляют с обещанием "конечных целей". Утопическая или хилиастическая социальная техника, с помощью которой "общество как целое должно был преобразовано по твердому общему плану, предполагает, помимо всевластия, также всезнание, не допускающее открытой критики и исключающее возможность заблуждения... Альтернативой утопической технике может стать социальная инженерия, социальная техника, которая не исключает фантазии и "конкретной утопии", которая всегда открыта конструктивной критике...
Два примечания:
Антиисторицизм К.Поппера мне кажется относительным, направленным не столько против использования истории для прогнозирования будущего, сколько против философии истории, на основе которой конструируются всеобъемлющие (чуть ли не в бесконечном времени) утопии, а сам исторический процесс сводится до строго закономерного механизма. Фактически Поппер полемизируют с механицизмом и утопизмом, как основами социального экстремизма, что не имеет ничего общего с отрицанием любых закономерностей в истории и отрицанием возможностей использования исторического знания в реальной жизни и деятельности.
Критика капитализма и либерализма социал-демократами, изложенная выше, мне кажется малоубедительной, кажется утопическим рецидивом, оставшимся с.д. в наследство от марксизма.